Кремль требует от Запада согласиться с тем, что Украина и еще целый ряд постсоветских государств входят в сферу влияния России и должны быть ориентированы в первую очередь на Москву. Российские политики и политтехнологи при этом ссылаются на обещание не расширять НАТО на восток, якобы данное западными лидерами в разгар перестройки. Но дело в том, что такого обещания никто не давал.
Сферы влияния появились в Европе после окончания Второй мировой войны. Лидеры стран-победительниц просто расчертили на салфетке зоны континента, определив на кого – на Москву или на Запад – будет ориентировано то или иное государство. Так на свет и появились страны соцлагеря и противостоящие им страны Запада, которые в большинстве своем вошли в состав НАТО. Североатлантический альянс был создан в 1949 году как военно-политическое объединение стран, лидеры которых всерьез опасались того, что Советы свое обещание не сдержат и попробуют заполучить в свою зону влияния еще несколько европейских государств. Москва в ответ создала свое военно-политическое объединение, известное как «Страны Варшавского договора».
Около четырех десятков лет два альянса делили между собой Европу, пока уже в конце 1980-х в соцлагере не стали назревать перемены. Череда кризисов вынудила советское руководство начать реформы – всем известную перестройку. Свои реформаторы появились и в странах, входивших в сферу влияния СССР. Одним из самых заметных их достижений стало объединение Германии, разделенной после Второй мировой между советской и западной сферами влияния. Москва дала согласие на это объединение, фактически отказавшись от бывшей ее сателлитом ГДР и позволив Западу включить некогда одно из главных государств Варшавского договора в состав самой мощной на континенте страны НАТО. Согласие было дано не бесплатно. Западная Германия заплатила за него Советам 12 млрд марок. Но в Москве уверяют, что кроме денег советские переговорщики – генсек КПСС Михаил Горбачев и министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе – получили еще и гарантии того, что восточные регионы Германии станут единственным новым приобретением НАТО и альянс дальше не пойдет.
История об этих гарантиях оказалась настолько живучей, что многие в нее верят до сих пор. Причем, не только в России. Так, французский президент Эмманюэль Макрон в 2018 году довольно прозрачно намекнул на то, что Запад несет долю ответственности за российскую агрессию в Украине и Грузии, потому что не сдержал данного Горбачеву слова.
«Я думаю, что главная ошибка последних двадцати лет заключалась в том, что мы в НАТО не выполнили в полной мере все взятые на себя обязательства, и это вызвало определенные опасения, вполне обоснованные», – заявил Макрон, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Но на самом деле никакого подтверждения того, что советским переговорщикам давались обещания не включать в альянс страны Восточной Европы, нет. Да и быть не может. Ведь такого рода гарантии противоречат уставу НАТО, десятая глава которого гласит, что на членство в альянсе может рассчитывать любая европейская страна, готовая следовать принципам НАТО и вносить свой вклад в обеспечение евро-атлантической безопасности.
Больше того, сам Михаил Горбачев прямо говорил, что вопрос изменения границ сфер влияния никогда не был предметом обсуждения с западными партнерами.
«Тема «расширения НАТО» вообще не обсуждалась и в те годы не поднималась. Я говорю это со всей ответственностью. Ни одна из восточноевропейских стран не поднимала этот вопрос, даже после того, как Варшавский договор прекратил свое существование в 1991 году. Западные лидеры тоже не поднимали этот вопрос», – цитирует экс-генсека пропагандистское российское издание Russia Beyond.
Кстати, тот же Горбачев был инициатором присоединения СССР к так называемой Парижской хартии – соглашению, которое, помимо прочего, гарантировало полное признание свободы государств самостоятельно заниматься обеспечением собственной безопасности, без оглядки на другие страны.
Россия, как правопреемница СССР, считается подписантом этого соглашения, но выполнять его, так же, как положения Будапештского меморандума и целого ряда других, взятых на себя обязательств, она не торопится.
Хотя так было не всегда: в 1999 году, когда к НАТО присоединились Польша, Венгрия и Чехия, официальная Москва не протестовала и не пыталась как-то помешать расширению альянса. Только жаловалась на то, что это происходит без консультаций с нею.
«Россия не может накладывать вето на вступление других стран в НАТО. Но Россия вправе говорить о неблагоприятной геополитической ситуации», – пояснял позицию Кремля второй половины 1990-х тогдашний глава российского МИД Евгений Примаков.
В похожем ключе высказывался и его босс Борис Ельцин, прилюдно сетовавший на то, что решения в НАТО принимаются без оглядки на интересы России.
Любопытно, что преемник Ельцина Владимир Путин на первых порах был куда более благосклонен к альянсу, чем его предшественник. В 2000 году, пребывая еще в статусе «и.о.» президента, Путин заявлял даже о готовности России стать членом НАТО и говорил о том, что не собирается изолировать страну от Европы.
Но со временем, дрейфуя все дальше от европейских ценностей и принципов, концентрируя в своих руках все большую власть, ельцинский преемник начал выстраивать новую идеологию. Идеологию, согласно которой Запад развращен и коварен, постоянно покушается на разные исконно русские ценности и вообще мечтает о расчленении или даже ликвидации России. Этот кое-как слепленный набор страшилок, транслируемый через подконтрольные властям медиа, оправдывает для россиян уничтожение гражданских свобод, наступление на свободную прессу, репрессии, войны и захват чужих территорий. Много лет назад кремлевские политтехнологи выдумали историю о западных лидерах, обманувших Москву и занявшихся расширением НАТО на восток. Эта байка стала одной из основ нынешнего антизападничества российских элит и въелась в их разум настолько, что они и сами поверили в нее.
Юрий Мацарский / Цензор.net