Глядя на события, которые происходят сейчас в Верховной Раде, возникает много вопросов, – пишет Сергей Гайдай для Нового времени. – Мы видим, что наш генеральный прокурор Юрий Луценко явно начал широкомасштабную антикоррупционную кампанию.
Причем в этой кампании важна не столько результативность, сколько эффект шоу. Сначала мы видели вертолетное шоу с бывшими налоговиками, сейчас под лозунгом «Долой депутатскую неприкосновенность!» мы наблюдаем за явно хорошо подобранными кандидатами на расправу из числа нардепов.
Возникает вопрос о генеральной прокуратуре при президенте Порошенко, поскольку это несомненно его зона ответственности – генеральные прокуроры всегда были президентскими ставленниками. Много лет такие кампании не проводились и, казалось бы, у общества уже отпала потребность в таких кампаниях из-за разочарований и неверия. Но вот при Луценко это опять началось, хоть и не сразу. Возникает вопрос: что это?
Можно было бы предположить что Петр Порошенко окончательно принял решение идти на второй срок и ему нужны аргументы «за». Но один факт говорит о том, что не все так просто. Среди кандидатур, которые, казалось бы, были очень тщательно подобраны, чтобы избежать обвинений в расправе над неугодными, среди депутатов, которым предстояло пройти процедуру показательной порки, есть одна фигура, которая заставляет усомниться в том, что это план Порошенко. Речь идет об Олесе Довгом.
Олесь Довгий – очень близкий к Порошенко человек, с очень давней историей близости с Петром Алексеевичем. Многие думают, что он из команды Черновецкого. Но в команду Черновецкого его предложил и лоббировал сам Порошенко. Более того, приход Довгого в Раду не должен был состояться. Достаточно вспомнить его проигрыш в 2012 году. Тем не менее, в 2014 году он проходит в парламент под личным патронатом Порошенко, невзирая на протесты активистов.
Довгий – очень важный и нужный президенту человек в парламенте. Он уже заявил, что если начнут расследовать те дела, которые ему инкриминируют, то выйдут в итоге на самого Луценко и дальше (очевидно он намекает на окружение Порошенко). Так рисковать президент не хочет, ведь это будет куда серьезнее чем Онищенко и какие-то пленки. Потому что Довгий очень много знает и очень много в чем участвовал.
Поэтому есть гипотеза, что кое в чем Луценко своевольничает и пробует Порошенко на прочность. Открытый конфликт с президентом – это самый лучший старт для Луценко, мечтающего о самостоятельной политической карьере. Тем более, если вспомнить его предыдущую карьеру, у него никогда не было соратников, у него были попутчики. Он легко уходил от Мороза, Тимошенко, Ющенко. Легко бросал проект «Народна Самооборона» и сотрудничал с тем, с кем ему было выгодно.
Отсюда и возникает гипотеза о бунте в команде Петра Порошенко.
Что касается акций протеста и блокировки парламента, думаю, что это другая линия все того же бунта. Только уже не внутри команды, а внутри фракции БПП. Межфракционное объединение «Еврооптимисты» очень долго находится без серьезного событийного ряда. Данную акцию можно рассматривать в первую очередь как попытку этих ребят вернутся в активную публичную политику. То, что это неожиданно совпадает с какими-то движениями внутри команды Порошенко, думаю, что скорее совпадение а не прямые договоренности.
Протестные настроения в украинском обществе, безусловно, присутствуют, так же как и общий градус недовольства и недоверия к власти и политикам. Однако в Украине регулярно наблюдается интересный летний феномен: недовольство никуда не делось, но мы пообвыкли с этим недовольством, оно не тянет нас на улицу. Нам есть чем заняться летом: отдых, поправка здоровья и т.д. Словом, протестные настроения есть, недовольство властью есть, недоверие есть, но конкретных причин и желания выходить на улицу прямо здесь и сейчас – нет.
Этот парламент уже года два как показывает свою недееспособность. Если говорить об идеальной ситуации, то любые перевыборы – это всегда хороший выход. Особенно, когда у кого-то найдется политическая воля проводить выборы не по старым правилам, а поменять законодательство. Например, запретить баллотироваться тем, кто до этого имел каденцию. Но в наших реальных условиях, никаких перевыборов не будет, потому что основным фигурантам, которые могут это устроить – нынешний состав парламента, президент и его команда – перевыборы не выгодны в любом формате.