«Газпром» сбрасывает существенные пакеты акций, аккумулируя живые деньги – причём уже во второй раз за полгода. Это происходит на фоне жалких показателей компании за первое полугодие – не сравнить с нулевыми и первой половиной десятых. Тогда в чём дело?
Во-первых, наполеоновские планы «Газпрома» и контролирующего его Кремля (совместно с одиозной командой западных коллаборационистов) по обходу Украины потерпели крах – Эрдоган не позволяет реэкспортировать российский газ в ЕС, более того, доля россиян на самом турецком рынке сокращается. Анкара придерживается политики диверсификации, пытаясь создать газовый хаб. Отсюда и бестолковость российских интриг в Болгарии и Сербии – судьба южного транзита находится в руках Эрдогана, а не Софии или Белграда. Туркам же зависимость от России не нужна, они скорее готовят свою инфраструктуру к перспективному транзиту каспийского и иранского газа.
Во-вторых, многолетние и дорогостоящие усилия в рамках «СП-2» на данный момент породили некоего сферического коня в вакууме – ситуация крайне запуталась, бенефициары переругались между собой, проект уязвим для судебных разбирательств, а сами они — для санкций, а овчинка может не стоить выделки (ради каучука когда-то построили колею через Южную Америку, сегодня по ней ездит туристический вагончик).
В-третьих, это успешная стратегия и тактика украинского «Нафтогаза», блокирующего финансовую деятельность «Газпрома» за границей, и создавшего изящный альянс (потому что интересы его участников разные) с Еврокомиссией и США. Поэтому отключить газ Москва может только в ущерб себе – уроки из ситуации десятилетней давности сделаны. Ушла Польша, постепенно переходит к шантажу Беларусь, которой становится нечего терять. Гонку за инфраструктуру сжижения газа и за добычу газа сланцевого «Газпром» проиграл. Поэтому единственная надежда Кремля – податливость неопытного украинского лидера Зеленского, но, похоже, к счастью, жизненным для Украины и Европы газовым вопросом занимается наш государственно-корпоративный deep state.
Все пять недель истерика Кремля будет нарастать, но если транзитный контракт на выгодных для нас и ЕС условиях не будет подписан до Нового года (или Зеленского не «прогнут»), акции «Газпрома» превратятся в мусор, за один рулон туалетной бумаги «Кохавинка» можно будет выменять пару акций. Поэтому и начался мандраж у «Газпрома» – денег нет, а платить, в той или иной форме – придется. Под шумок можно растащить всё, что плохо лежит. Ничтожный конец российского «национального достояния», этого символа путинской эпохи.
Максим Михайленко / Facebook