На парламентских выборах снова разгорится борьба за избирателя Юга и Востока Украины. Понятно, что Зеленский всерьез рассчитывает получить там те же голоса, что и на президентских. Но шансов на это не слишком много. Прежнего результата не будет. Хотя бы потому, что Зеленский вчера прямо назвал РФ агрессором и сказал, что переговоров не будет. То есть фанатичных поклонников дружбы с Россией можно смело вычеркивать. Но это не доминирующая группа и лозунги договариваться на условиях Кремля не слишком популярны. Этот сегмент избирателя заберет та часть Оппоблока, которая во главе с Бойко ушла к Медведчуку. А вот большая часть избирателей хочет голосовать просто за мир. Не вдаваясь в детали, но отличая его от прямой капитуляции. Кто получит их голоса?
Возможно, у Зеленского считают этого избирателя своим по умолчанию. Опираясь на результат президентских выборов. Но это ошибочное предположение. Хотя бы потому, что часть избирателей в этих регионах вообще голосовали не за Зеленского, а против Порошенко. Симпатии в регионах к Зеленскому очень нестабильны, ожидаемого моментального покращення не наступило, довоенная Украина с долларом по восемь не вернулась и уже очевидно, что не вернется. На парламентских точно будет больше двух вариантов и позиции «Слуги народа» совсем не так однозначны.
Быстрого чуда не произойдет, а это неизбежно приведет к разочарованию «ностальгирующих» – ведь эти избиратели отдали голоса Зеленскому, всерьез рассуждая о том, что «конец эпохи бедности» должен наступить здесь и сейчас.
Президенту необходимо предлагать таким людям совершенно иную повестку. «Оппозиционная платформа – За життя» будет пытаться продать избирателю прямые переговоры с ОРДЛО, то есть раскол и поднятие градуса противостояния внутри украинского общества. То есть Зеленскому необходимо говорить об установлении мира на приемлемых для Украины условиях. Это позиция выглядит выигрышно, но неопытному политику Зеленскому всерьез тягаться с Медведчуком и его людьми на Юго-Востоке будет очень сложно. Дело не только в опыте, но и в информационных ресурсах, на которые ориентируется избиратель в этих регионах. Значит, нужны союзники в виде местных элит, которые выбрали не Россию. И если «За життя» с их риторикой отпадает автоматически, то попытки найти общий язык с «Оппоблоком» Вилкула тоже маловероятны. Там своя игра, и роль младших партнеров не воспримут.
То есть придется искать союзников из местных элит, которые не связаны с Оппоблоком или «За життя». То есть с мажоритарщиками, которые контролируют свои округа, могут дать там результат, и понятны местному избирателю. Самый логичный вариант в этом случае – партия «Наш край», которая достаточно уверенно себя чувствует на востоке и не использует пророссийскую или антиукраинскую риторику. Сохранив для местного избирателя статус «своих». Например, такие нардепы, как Александр Фельдман, Антон Киссе, Сергей Шахов, Олег Недава. Округа свои знают, связь с избирателями крепкая, со вчерашними коллегами разошлись и готовы искать союзников в Киеве. И им есть, что предложить Зеленскому – штабы, работающие региональные структуры и так далее. Как раз то, чего у президента в регионах «на земле» вообще нет. В этой ситуации соглашение – вполне логичный ход, потому что взять голоса в этих регионах на инерции президентских выборов однозначно не получится. А из местных элит мажоритарщики, не связанные с явными реваншистами, самый оптимальный вариант.
Сумев договориться с мажоритарщиками от «Нашего края» Зеленский снимет сразу несколько остро стоящих вопросов: это и его поддержка непосредственно на выборах, и залог дальнейшей продуктивной работы в парламенте, и снятие напряженности в восточных регионах. Он останется для Востока условно своим, но и в глазах Киева не запятнает себя связями с реваншистами. И все разговоры о близящемся реванше окажутся купированы. Что характерно, самым естественным для Донбасса способом – слиянием элит. И если это позволит дать реальный видимый результат в регионе, монополия ПР на Востоке окончательно уйдет в прошлое. И это к лучшему.
Кирилл Сазонов / Facebook