После того, как 21 апреля Владимир Путин подписал указ о паспортизации жителей ОРДЛО, обстрел заявлениями только набирает интенсивность.
Во вторник с разъяснениями выступил пресс-секретарь российского президента. На оккупированных территориях открылись «паспортные центры». Прямо нарушив Минские договоренности, Россия уже готовит новый список «мирных предложений» о гражданском взаимопроникновении. Что это как не следующий шаг агрессии?
Защита русскоязычных здесь, конечно, ни к чему. Это такая мантра для бедных, которая не вызывает доверия даже в поборников «русского мира». Именно поэтому пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что упрощенный порядок получения паспортов для жителей оккупированного Донбасса вводится для того, чтобы «обеспечить их действительными документами». «Люди же с Донбасса путешествуют не только на территорию России … Да, в России они, допустим, могли использовать эти документы («ДНР / ЛНР»), но никак не могли это делать где-то в других направлениях», – обьяснил Песков. По его словам, российское гражданство позволит жителям Донбасса иметь документы, которые признают не только в России. Вот только это – тоже ложь.
Российские паспорта, выданные жителям оккупированного Крыма, закрывают перед ними двери всех цивилизованных стран. Все равно приходится ездить на подконтрольную территорию по украинским документам. Или получать российские, но с регистрацией в РФ. Для того, чтобы упростить передвижение миром, в дополнение к российскому аусвайсу жителей ОРДЛО необходимо прописывать где-то в Саратове или Калуге. Ничего такого Песков не обещал. Все рассказы о гуманитарной поддержке тоже – блеф. Пенсионный фонд РФ уже разъяснил, что несмотря на российское гражданство жители ОРДЛО смогут претендовать на российские пенсии только «в случае их переезда на постоянное место жительства в Россию». Позже Песков сразу же за Путиным заговорил о необходимости внедрения «общей паспортизации в Украине и России».
Здесь надо понимать контекст. Согласно предыдущей редакции закона РФ, российское гражданство приобреталось при рождении (если хотя бы один из родителей был гражданином России), или через пять лет после получения вида на жительство на территории России. В 2012 году, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин предложил дополнить закон пунктом о «носителях русского языка». И вот 21 апреля 2014 года – день в день с указом об упрощении для жителей ОРДЛО – была введена схема приобретения гражданства для «соотечественников» – носителей русского языка. Процедура занимала время от нескольких месяцев до полугода. Но было условие – переезд на постоянное место жительства в Россию и отказ от гражданства иностранного государства.
По словам первого заместителя председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина, за все время действия положения о носителях русского языка, (то есть с 2014 года), только 24 украинца смогли получить российский паспорт по этой норме. Поэтому в конца 2016 года Затулин, о роли которого в оккупации украинских территорий много говорилось на суде против Виктора Януковича, вместе с бывшей крымской прокуроршей-предательницей Натальей Поклонской внесли правки в закон «О гражданстве РФ». 10 марта 2017 года был согласован документ, который отменял требование предоставления справки о выходе из иностранного гражданства. К категории «носители русского языка» включались все рожденные на территории бывшей Российской империи и СССР безотносительно к современным границ, а также те, чьи родственники родились на территории РФ. То есть все, включая с гражданами стран Балтии, Польши и Финляндии. После подписания Путиным указа об упрощении получения гражданства для жителей ОРДЛО, чтобы стать гражданином РФ жителям оккупированного Донецке и Луганске не нужно ничего. Ни проживания на территории России, ни выхода из украинского гражданства. Еще немного, и эта практика будет распространена на всех граждан Украины.
Российская пропаганда взывает о священном долге империи перед носителями русскоязычной челюсти. Украинские комментаторы вспоминают паспортизацию Крыма, которая началась задолго до оккупации. Пока действующий президент Петр Порошенко обратился, созвал, сообщил, направил ноту и провел консультации с западными партнерами. Его окружение сравнивает «решительные действия» Порошенко с видеообращением Зеленского о том, что от него «прячут булаву». Здесь надо сказать, что о российских паспортах Зеленский тоже не молчит. На его странице был опубликован пост, в котором сказано, что Украина ответит на дерзкие действия России, предоставляя украинское гражданство «представителям всех народов, страдающих от авторитарных и коррумпированных режимов». «В первую очередь – россиянам, которые сегодня страдают больше всего», – говорится в посте Зеленского.
Эту новость как образец примерного государственного троллинга перепощивают украинские патриоты. Путин, в свою очередь, не замедлил с ответом. «Если они будут выдавать гражданство русским в Украине, а мы – украинцам в России, мы достаточно быстро придем к общему знаменателю и искомому результату. У нас будет общее гражданство», – посмеялся он.
Пока финалисты президентской гонки и их группы поддержки мерились любовью к родине и соревновались в ненависти к оккупанту, за скобками оказалась сама проблема. Россия раздает украинцам свои паспорта, а Украина не имеет механизмов, чтобы взять ситуацию под контроль. Есть много стран, которые имеют множественное гражданство. Так же, как есть страны, которые не признают за своими гражданами право быть гражданами других государств. Германия, как и Россия, требует отказа от иностранного паспорта от тех, кто претендует на государственную службу и на работу в силовых органах. Израиль не принимает отказа от своего гражданства. Вообще. Украина же, не признавая множественного гражданства, не имеет механизмов его определения. Интернетом гуляют сканы российских паспортов украинских чиновников, олигархи на камеру достают из кармана два, а то и три иностранных паспорта, госреестры зарубежных стран изобилуют недвижимостью, имуществом, авто, которое украинские граждане регистрируют на свои иностранные паспорта – а сделать с этим ничего нельзя. Пока гражданин Украины не сообщит о том, что его иностранный паспорт приобретенный им добровольно, «доказательств нет».
Таким образом мы видим, что в этом году путинские инициативы является ничем иным, как продолжением многолетней экспансии, на которую Украина, устами президентов отвечает заявлениями, троллингом. Осознание проблемы является началом для ее решения. А украинская проблема заключается в том, что за пять лет войны мы так и научились отличать пафосные речи от кропотливой работы по устранению российской опасности. Есть вполне артикулированный и запущеный в действие план страны-агрессора по поглощению украинского государства путем интеграции ее граждан. Поэтому адекватным ответом с украинской стороны должны быть не лозунги, не юморески и не пафосные речи, а изменения в закон «О гражданстве Украины», которые бы позволили выявлять носителей русскоязычной паспортизации.
Лариса Волошина / Эспрессо