Официального текста законопроекта о реинтеграции Донбасса пока нет, эскизный же вариант видели немногие, – пишет Владимир Фесенко для Нового времени. – Очевидно, что работа над ним еще не завершена, в первую очередь терминологическая. Однако есть несколько ключевых идей, которые почти наверняка будут включены в этот документ.
Во-первых, он должен стать альтернативой инициативы Оксаны Сыроид с акцентом на то, что речь идет не об отказе от этих территорий, мол, пусть Россия занимается ими, они просто фиксируются как оккупированные. Судя по разным источникам, новый законопроект тоже назовет временно неконтролируемые территории оккупированными, но при этом будет поставлена цель – вернуть эти территории. Об этом свидетельствует даже название: либо о реинтеграции, либо о восстановлении территориальной целостности и суверенитета Украины. Фиксация статуса неподконтрольных Украине территорий – одна из важных задач законопроекта.
Во-вторых, законопроект предполагает трансформацию правового режима АТО в некий новый правовой режим. Поскольку в общественном мнении АТО критикуется – пора называть войну войной – в новом законе будет предпринята попытка назвать события, происходящие на Донбассе войной, но без объявления войны. Трансформация режима АТО пройдет именно в этом направлении. Фактически, легализуют участие вооруженных сил в отражении российской агрессии и создадут новый оперативный штаб. Судя по всему, в прифронтовых районах Донбасса будет введен новый правовой режим с элементами военного положения. Военное положение может быть расширенно на другие регионы в случае обострения военных действий.
Новый законопроект должен назвать войну войной, но без объявления войны, чтобы это не стало поводом для эскалации и нового обострения. Кроме того, законопроект предоставит президенту больше полномочий по оперативному отражению российской агрессии.
Западные партнеры, прежде всего европейские, поскольку у американцев сейчас несколько другие интересы – также высказывали некоторые пожелания по этому поводу, призывая законодательно отреагировать на новые реалии. В частности, на действия российской стороны: признание документов «ЛНР» и «ДНР», захват украинских предприятий в зоне конфликта и т.д. Кроме того, нужно было представить официальную альтернативу законопроекту Оксаны Сыроид, противоречившему Минским соглашениям.
Поэтому неконтролируемые территории будут обозначены как временно оккупированные, но это должно быть сделано так, чтобы сохранить отличие между статусом оккупированного Крыма и непрямой оккупацией Донбасса.
Что касается визита Петра Порошенко в Вашингтон, то не думаю, что он напрямую связан с этим законопроектом. Украинская делегация, конечно, проинформирует об этой инициативе, объяснит ее, но прямой связи здесь все же нет. Эти два события просто совпали по времени, ведь то, что визит может состояться на этой неделе стало известно 7-10 дней назад.