Россиян сегодня куда больше интересуют проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста, чем назначение очередного спецпредставителя по дружбе с простыми людьми Америки, пишет Виталий Портников для Эспрессо.
«Или мне кажется, или Путин совсем слетел с катушек», – так бывший посол Соединенных Штатов в России Майкл Макфол охарактеризовал анекдотическое решение российских властей о назначении американского актера и режиссера Стивена Сигала спецпредставителем МИД России по вопросам укрепления российской-американских связей.
Понятно, что такого рода распоряжение может разве что позабавить американцев. Именно поэтому даже бывший дипломат и опытный исследователь России Макфол недоумевает: зачем Путину выставлять себя на посмешище?
А исследовать нужно вовсе не Россию, исследовать нужно Советский Союз. И тогда никому не будет смешно. Будет печально.
Советские лидеры тоже обожали западных деятелей культуры, которые восхищались успехами социализма и «загадочной русской душой». Список лауреатов Сталинской и Ленинской премии «За укрепление мира между народами» украшают имена, рядом с которым Сигал – просто никто.
Но советское руководство не очень интересовал авторитет, которым просоветские интеллектуалы пользовались в собственных странах. Им важно было продемонстрировать собственным гражданам, как весь мир поддерживает «первое в мире государство рабочих и крестьян». Поэтому после всяких там партийных съездов делегации зарубежных компартий разъезжались по всему Советскому Союзу и выступали на митингах. Чем больше делегаций – тем лучше.
Отличие советского руководства от российского в том, что любовь к западным интеллектуалам и коммунистам культивировалась в годы закрытого общества. Тогда большую часть информации граждане получали из газеты «Правда», а правду – из передач Радио Свобода и «Голоса Америки». И многих можно было действительно убедить, что простые люди на Западе завидуют советским крепостным.
Сейчас – все иначе. Сигал – это товар для внутреннего потребления, но вот только вряд ли россияне поверят в то, что одиозный режиссер выражает взгляды большинства американцев. Россиян сегодня куда больше интересуют проблемы, связанные с повышением пенсионного возраста, чем назначение очередного спецпредставителя по дружбе с простыми людьми Америки.
В 2014 году в ситуации разочарования людей властью Путин предложил россиянам Крым. Но Крыма на каждый день у российского президента нет, да и украденная территория уже не интересует большинство жителей России. Более того, некоторые начинают понимать, что ухудшение жизни и кража Крыма – звенья одной цепи.
В этих условиях, конечно, лучше вообще отказаться от повышения пенсионного возраста. Но денег на такое решение у Путина уже нет. Приходится обходиться Сигалом.