Некоторые наши читатели совсем сбиты с толку появлением премьер-министра Израиля Нетаньяху в Москве, хоть и были упорные слухи о его отказе туда ехать. Давайте разберемся вместе.
Насколько можно было судить из разрозненных сообщений в прессе, визит израильского премьера носил сугубо прагматичный характер и предложение по дате прошло от российской стороны. Поскольку израильтяне ставят интересы своей стороны «юбер алес», то Нетаньяху наплевал на тот факт, что больше никто из лидеров вменяемых стран туда уже не ездок. Ему надо было переговорить с Путиным о том, что действия Ирана уже перешли все рамки терпения, и он начинает решать иранскую проблему самостоятельно. При этом, Нетаньяху должен был донести до Путина мысль о том, что россиян они не собираются специально подшкваривать, а если такое и случится, то просто потому, что разведка не смогла установить факт очередного засоса российского военного и его иранского коллеги. То есть, надо было расставить все акценты, чтобы не получилось неприятного инцидента.
Этот план уже не новость и Нетаньяху уже несколько раз летал в Сочи для того, чтобы уговорить Путина повлиять на иранцев и не допустить их к северной границе Израиля. Как известно, результатом этих переговоров стало полное игнорирование Ираном требований, переданных ему через Путина. Поэтому, в этот раз, Нетаньяху должен был обсудить уже другие вопросы, которые должны снять острые моменты в ходе выполнения операции по ликвидации иранцев в Сирии. Но изначально это были довольно слабые позиции, поскольку Москва и не собиралась давить на Тегеран, при всех настоятельных просьбах Израиля. Но вот – выступление Трампа о выходе из соглашения с Ираном. В этом случае, у Нетаньяху позиции многократно усилились и ему теперь можно требовать голосом, на полтона выше по следующим причинам.
Фактически, ситуация возвращается в тот момент, когда Иран ускорил свою ядерную программу, одновременно анонсируя свои ядерные удары по Израилю и Саудовской Аравии. При этом, собственная ЯО требует наличия трех основных компонентов: обогатительных фабрик с тысячами газовых центрифуг, работающий ядерный реактор и система подрыва ЯО.
Ходят слухи, что в ходе реализации этой программы, Иран плотно контактировал с КНДР и возможно- центрифуги пришли именно оттуда. Но ядерная программа самой КНДР была инспирирована из Москвы и не факт, что поставленное в Иран оборудование, пусть и из КНДР, на самом деле не российского производства. А вот атомную электростанцию в Бушере россияне построили открыто и из первых рук. Это наводит на соображение о том, что и центрифуги и система подрыва ядерного заряда тоже родом из РФ.
Вспомним тот момент, когда Израиль забил тревогу по поводу иранской ядерной программы. Это случилось тогда, когда Тегеран отказался возвращать в РФ отработанное ядерное топливо. Дело в том, что урановые бомбы давно никто не делает, и теперь практикуются плутониевые бомбы, а плутоний извлекается из тех самых отходов, которые Иран и отказался возвращать в РФ. Это стало вопреки договоренностям, когда страна, чьими силами строится АЭС – поставляет туда топливные элементы, а потом – возвращает себе отработанные материалы. Это – одно из требований конвенции о не распространении ЯО. Так вот, отказавшись от возврата отработанного топлива, Иран заявил о желании вступить в клуб ядерных держав и тут же пообещал бахнуть по Израилю.
В этот момент Нетаньяху обратился к Обаме с предложением разбомбить ядерные объекты Ирана. Обама наотрез отказался. Тогда Израиль предложил план «Б». Речь шла о том, что авиация США не станет участвовать в налете, но даст поддержку авиации Израиля в плане дозаправки в воздухе и данными с морских, наземных и авиационных радаров. Такая помощь – крайне важна потому, что Израиль в принципе не может посадить самолеты на заправку в любой из арабских стран. Если кто помнит, в то время президент Азербайджана Алиев дал предварительное добро на транзит израильской авиации и даже возможность посадки идозаправки, но нужны были радары Пятого оперативного флота США, в частности – данные с его палубных самолетов ДРЛО. Поскольку к целям надо было подлететь на сверхнизкой высоте и в режиме полного радиомолчания, то врубить поисковые бортовые радары, значило бы провалить всю операцию.
Кроме того, всем известно, что Израиль в принципе не планирует операций в стиле «камикадзе», когда участники не имеют шансов остаться в живых, а потому – важным элементом операции должна стать возможность эвакуации экипажей самолетов, если те подвергнутся атаке сил ПВО Ирана. Это почти неизбежно, поскольку в момент прицеливания и наведения оружия, воздушная группировка станет заметной для противника.
Все это означает, что воздушные танкеры, самолеты ДРЛО и эвакуационные вертолеты будут представлять собой крупные и тихоходные цели, доступные для ПВО противника. Израиль в принципе не может развернуть именно это крыло операции, а потому – рассчитывал на помощь пятого флота США.
В этот момент Обама придержал Израиль, пообещав использовать все возможные дипломатические каналы и Госдеп начал стремительный тур переговоров. Но даже тут Обама сыграл слабо. Только что обнародованы условия снятия напряженности в северокорейской ядерной проблеме. КНДР согласился уничтожить запасы своего ЯО, демонтировать производственные мощности для производства оружейного плутония и ликвидировать ракетные носители для его доставки. В принципе, это можно считать решением проблемы. Иранцы же не приняли этих условия и согласились просто поставить программу в режим паузы, что позволяет мгновенно возобновить все остановленные процессы. Сама инфраструктура осталась на месте, как и все остальные возможности, включая средства доставки. Вот это Обама записал себе в крупные достижения. Как мы сегодня убедились, хватило всего одного звонка, чтобы все было запущено снова. То есть, проблема не была решена, а просто отложена для наследников.
Кроме того, продавив Обаму, Иран почувствовал руки развязанными, и началось то, что мы сейчас видим в Сирии. Алеппо, Идлиб, Дума и прочие братские могилы, которые устроили Иран и РФ, в частности – на совести Обамы. Кстати, ровно такая же его позиция по Украине дала Москве полагать, что они могут вылезти на голову мировому сообществу, в том числе и США, и спокойно гадить. Но рафинированный интеллигент, интеллектуал и умница Обама вряд ли посыплет голову пеплом и скажет: «Простите мудака, я это не смог предвидеть и меня облапошили как лоха».
В общем, ситуация вернулась в тут точку, на которой все остановилось при Обаме, хотя не совсем в ту. Тогда соединение, по численности равное общевойсковой армии, состоящее из иранцев, не стояло на северной границе Израиля. Самое смешное тут в том, что Ирану уже не нужно запускать баллистические ракеты по Израилю, достаточно обычной артиллерии. Он уже может достать его северные районы. При этом, наблюдатели отмечают, что почти за всеми химическими атаками последнего времени стоят иранские или про-иранские силы. То есть, Иран демонстрирует способность изготовления ХО на территории Сирии, а кроме того – решимость его применения. Все эти инциденты – посылка Израилю и плевок в Обаму, мол – мы остановили центрифуги, но запустили реакторы. Прямо у границы Израиля.
И вот теперь встал вопрос о том, что Штаты отказались от обамовской конструкции, которая в сухом остатке ничего не решила, но кардинально усугубила ситуацию для Израиля и унесла несколько сотен тысяч жизней в Сирии. Но пока не понятно то, на что готов пойти Вашингтон, для восстановления статус-кво. Ограничится ли Трамп поддержкой Израиля в уничтожении иранских сил в Сирии, поддержит ли операцию Израиля по уничтожению ракетно-ядерных объектов в Иране или примет в этом деятельное участие – пока не понятно.
С одной стороны, Ирану дан ультиматум в 180 дней самостоятельно избавиться от ракет и мощностей для их производства и производства оружейного плутония. С другой стороны, в Иране уже заявили о том, что возобновляют свою ядерную программу в усиленном режиме. Если на это не отреагировать адекватно, то подвиснут переговоры и с Северной Кореей, которая должна видеть наглядную альтернативу, когда Иран выхватит по полной программе за бряцание ЯО.
В любом случае, и Штаты, и Израиль уже анонсировали военный путь решения ядерной программы Ирана. В этом смысле, уничтожение иранских сил в Сирии вряд ли можно считать элементом давления на Тегеран. Одно другому не мешает, но и не помогает. В общем, иранцы ведут себя уже намного более жестоко, чем ИГИЛ и, кстати, россияне – тоже. Они действуют методами военных преступников и по всей логике вещей, подлежат уничтожению, наряду с известными силами Исламского государства. Но даже успешное уничтожение всех иранских и проиранских группировок в Сирии, не снимает вопрос иранской ядерной программы с повестки дня. Это понимают как в Вашингтоне, так и в Иерусалиме, а потому, военные уже наверняка извлекли те планы, которые были подготовлены еще при Обаме и реализация которых должна поставить точку на ядерных амбициях Тегерана.
Просто для справки, Израиль закончил ядерную программу Ирака и Сирии путем поражения соответствующих ядерных реакторов. Даже имея уцелевшие центрифуги, спрятанные глубоко в толще горы, программа развалится, если будет выведен из строя ядерный реактор и тут Израилю – карты в руки. Это он делает лучше всех.
В общем, Нетаньяху было что рассказать «другу Владимиру», но что-то подсказывает, что ему это вряд ли понравится. Израиль драл на Ближнем Востоке пятую точку совку, а уж нынешней Московии – подавно. В Кремле это хорошо знают. В общем, дед Вова получил дружеское предупреждение и наверняка – надолго закрылся в его любимом сортире.
Anti-colorados / Линия обороны