Все ожидали более серьезных действий западной коалиции в Сирии. Некоторые эксперты называют ее удары слабыми. Понятно, что коалиция достигла ставящую перед собой цель. Никто не собирался уничтожать режим Асада и никто не собирался наносить серьезный ущерб российским войскам. Правильнее всего сирийские события этих выходных оценивать шахматным термином – угроза сильнее нападения. Сигнал, который получили Асад и Путин, за попытку продолжить нецивилизованое поведение с использованием химических отравляющих веществ, может последовать серьезное наказание. Ясно, что американцы вполне могли ударить по российским средствам противовоздушной обороны, но не делали этого из соображений безопасности. Ожидать, что США и европейцы будут решать какие-то другие проблемы, например, установление демократии – это просто смешно.
Задача выполнена. Вторая авианесущая группировка приближается к Сирии. Главный вывод – теперь Асад и российские группы находятся под особым вниманием.
Что будет дальше? Думаю, после получения такого серьезного предупреждения и Путин, и Асад будут вести себя осторожнее. В том месте, где сосредоточены большие военные ресурсы, они гадить больше не будут. Во всяком случае, Путин. Но в то же время я опасаюсь повышения российской террористической активности там, где она не получит немедленного ответа. После истории в Сирии, да и еще перед парадом 9-го мая, Путин – опасен. Опасен для всех – для нас в России, опасен для Украины, Грузии. Где он будет восстанавливать лицо и свою репутацию — сказать трудно. Но безусловно, провокаций ожидать следует. Наиболее вероятное направление – Украина. Действия будут провокационными и гибридными. Путин будет мстить, такова его природа и такое у него на сегодня маниакальное состояние психики.
То, что произошло – это не решение проблем в Сирии. Хотя их проблемы западная коалиция не хочет решать традиционным путем. Тем более, что и сами сирийские силы не вполне демократичны. Очень трудно сделать ставку на какую-то одну группу, на демократическую оппозицию и на курдов. Я уж не говорю о турках, на которых тоже нельзя ставить. Коалиция не хочет вмешиваться в сирийский политический процесс и реагирует только на варварство, например, на использование химического оружия. Поэтому у демократической сирийской оппозиции больших надежд на западную коалицию быть не должно. Участвовать в военных действиях, которые должны привести в какому-то политическому результату, коалиция не хочет. Настаивает на политическом процессе.
Понятно, что пока там Путин и Асад, эффективного политического процесса не будет. Нужно еще некоторое время для того, чтобы западная коалиция в этом убедилась сама.
В свое время американцы тоже не хотели решать проблемы Ирака, после того как выдавили оттуда Саддама Хусейна. Американские войска остановились на границе с Ираком. И только серьезные преступные действия Саддама Хусейна заставили коалицию войти в Ирак.
Похожая ситуация, видимо, будет и в Сирии. Никто не хочет вмешиваться в тамошний процесс, не хочет таскать каштаны для сирийцев – они сами должны решить свои проблемы. Политически. Но вероятность продолжения политики Путина и Асада по уничтожению сирийского народа – очень высока. Если так и будет, то тогда потребуется военное решение проблемы.
Константин Боровой / Обозреватель