Задолго до аннексии и войны одна старая советская диссидентка, расчувствовавшись, сказала мне: «Если бы в России было бы хотя бы процентов 10 таких людей, как крымские татары, это была бы совсем другая страна, совсем другая история». И она знала, что говорила. Крымские татары первыми начали организованное гражданское сопротивление в СССР, ещё в 1950-е годы.
Именно с крымскотатарских машинописных бюллетеней, когда печатные машинки в Узбекистане люди перебрасывали друг другу через заборы, начался легендарный советский самиздат, зародилось движение диссидентов. Создатели «Хроники текущих событий» вспоминали впоследствии, что взяли пример с крымских татар.
Именно с крымскотатарской массовой демонстрации на Красной площади в октябре 1987-началась митинговое уличное сопротивление коммунистам, которое разрослось и в итоге привело к краху СССР. Похоже, вожди новой русской империи так и не осознали, с каким народом они вступили в историческое и моральное противостояние, аннексировав Крым. А когда осознают, то будет поздно.
«Увы, – отвечаю я сейчас уже не советской диссидентке, а тем, кто считают себя либералами в РФ, – в России никогда не будет крымских татар, поэтому судьба российского народа, история этой империи незавидна, ведь сила – ничто без духа».
Вы даже бойкот достойно организовать не смогли. А своему народу я хочу поклониться в ноги. Кучке коллаборантов приходилось бегать по участкам, фотографируя со всех сторон своих родственников. Потому что больше для своей пропаганды русские никого не нашли. Крымские татары – небольшой великий народ. Я страшно горжусь тем, что крымский татарин. Возможно, больше, чем когда бы то ни было.
Наш народ особенно сплоченно и стойко проявляет себя тогда, когда ему труднее всего. И когда, кажется, ситуация безнадёжна. Вместе с несгибаемыми украинцами мы докажем и самим себе, и русским оккупантам, и всему миру: это не так.
Айдер Муждабаев / Facebook