п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Александр Мусиенко: Почему Путин проигрывает в Сирии Не стоит недооценивать страны Ближнего Востока. Они себя в обиду не дадут

Этот год для российских вооруженных сил в Сирии начался с потерь. Сначала дважды была атакована российская авиабаза «Хмеймим» и повреждены самолеты ВКС, а 4 февраля над городом Сиракаб в провинции Идлиб был сбит штурмовик СУ-25, пилот погиб.

Российская авиация сразу начала наносить удары по Идлибу, что привело к жертвам среди мирных жителей, сообщается о гибели десятков людей, а также о разрушении больницы. И это все на фоне заявлений президента РФ Владимира Путина о том, что российские войска победили терроризм в Сирии и военная операция должна быть завершена, а войска выведены из Сирии. Но на самом деле мы в который раз убеждаемся, что слова и заявления российского лидера это одно, а на деле – совсем другое. На деле война продолжается.

Стоит также отметить, что провинцию Идлиб, контролируемую оппозиционными к режиму Асада группировками российские ВКС «утюжат» с 2015 года, а их самолеты там все равно сбивают. Так где же эта победа и в чем? Я думаю, что все с точностью до наоборот.

Ответственность за сбитый штурмовик СУ-25 взяла на себя группировка «Хайат Тахрир аш-Шам», контролирующая наряду с «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат ан-Нусрой» и другими группами провинцию Идлиб и ориентируются на Саудовскую Аравию и Турцию, которые оказывает поддержку. Примечательно, что многие участники сирийского конфликта называют «ан-Нусру» приемницей Аль-Каиды и не особо хотят с ними связываться и вести любые дела.

Вместе с тем, никто не спешит и освобождать провинцию Идлиб от повстанцев. Несмотря на то, что российская авиация неистово наносит бомбовые удары, а армия Асаада пытается проводить сухопутные операции, взять Идлиб им не удается. И такой ход вещей устраивает и Турцию, и Иран. Турки заинтересованы в создании буфера на своей границе для защиты от курдов, помимо этого они ослабляют режим Асада, к которому Эрдоган мягко говоря никогда не испытывал симпатии. Несмотря на то, что Россия пыталась убедить Турцию в совместной военной операции в провинции Идлиб, этого не случилось. Точнее турки на словах пообещали, что мы, мол, вам поможем, а на деле пошли на курдов в Африн, ведь они считают угрозой создание независимого курдского государства. А вы русские разбирайтесь с Идлибом сами. Не поспешил с поддержкой и Иран. Ведь им выгоднее договориться с турками напрямую о разделе влияния в Сирии, и Россия для этого не нужна, именно она становится никому не нужной в Сирии.

Последние события в очередной раз демонстрируют, что позиции России в Сирии очень слабы. ВКС РФ не могут получить реальную действенную поддержку ни от кого кроме деморализованной и не очень желающей воевать армии Асада. Так называемые Сочинские мирные инициативы Путина по организации переговоров по мирному урегулированию в Сирии, не продвигаются и фактически провалились. Максимум, на что в ближайшей перспективе может претендовать Россия – это сохранение военной базы «Хмеймим» и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Наступление же на Идлиб возможно лишь при участии не менее чем 10-ти тысячного российского военного сухопутного контингента. Но вряд ли Путин пойдет на это, по крайней мере, до выборов. Так или иначе, даже это не способно в корне изменить слабости российских позиций.

История ничему не учит российское руководство, ведь в конце 1970-ых начале 1980-ых Советский Союз активно помогал Асаду-старшему оружием и деньгами, и очень хотел иметь военную базу в Сирии. Против был лишь один Андрей Громыко, тогдашний министр иностранных дел. Он знал, что финал этих авантюр будет печальным, так и произошло, ведь куда бы не вмешивался СССР на Ближнем Востоке, везде терпел поражение. Но чуть ли не маниакальное желание выйти к теплым морям, о которых писал российский геополитик начала ХХ века Алексей Вандам, не покидает и нынешнее российское руководства. Вот только там им не рады!


Александр Мусиенко / Корреспондент.net
Поділіться цим