Кремль не может заставить власти США признать Крым российской территорией. Напротив, американцы постепенно наращивают давление на аннексированный полуостров, что заметно раздражает Москву. У россиян хватает сил только на мелкие провокации в воздухе и вольные комментарии в ответ на случившиеся инциденты, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Министерство обороны России «грозно» рекомендовало американским военным не летать вблизи аннексированного Крыма. Недавний инцидент по перехвату американского самолета российским Су-27, по мнению кремлевских генералов, был «стандартным» и «законным». Российское командование в вольной форме «посоветовало» американцам избегать таких маршрутов в будущем «или вернуться за стол переговоров и договориться о правилах их выполнения». По их утверждению, Крым – «российская территория», поэтому полеты иностранных самолетов-разведчиков около полуострова являются нежелательными. «Отправляя своих пилотов для ведения разведки в этом районе Черного моря, необходимо учитывать, что их там встретят российские истребители, а не украинские партнеры», – говорится в заявлении Минобороны России.
Россияне пытались выставить ситуацию так, словно не они нарушили международное право и захватили чужую территорию. Возвращаться за стол переговоров должен именно Кремль, а не Киев или Вашингтон. Российское военно-политическое руководство осознанно игнорирует этот факт. Поэтому в Пентагоне напомнили россиянам, что имеют полное право летать вблизи Крыма. Директор Объединенного комитета начальников штабов, генерал-лейтенант Кеннет Маккензи, заявил, что они продолжат разведывательные полеты над Черным морем, невзирая на «небезопасные и непрофессиональные» перехваты американских самолетов российской авиацией. «Воздушное пространство над Черным морем является международным. У нас было полное право там находиться. Такие полеты будут продолжаться», – отметил генерал.
Американцы продолжат разведывательные полеты, дабы отслеживать военную активность России в Крыму. Имеются обоснованные опасения, что Москва может завести на полуостров ядерное оружие. Речь идет о безопасности стран, входящих в НАТО, что напрямую затрагивает национальные интересы США. При этом возражения или претензии Москвы имеют второстепенный характер. Перехват, опасные маневры и хамские комментарии – максимум, на который способны российские военные в отношении своих американских коллег.
Не исключено, что в военном командовании Российской Федерации хватает «горячих голов», которые, насмотревшись эфиров канала «Звезда», решат, что они способны угрожать американцам, но это иллюзия. Скорей всего, в Кремле осознают, что у них нет возможностей даже для короткой военной конфронтации с Вашингтоном. Более того, они в нынешних условиях не могут отважиться на масштабное наступление против Украины, которую кремлевские пропагандисты неустанно клеймят «слабым» или «несостоявшимся» государством. «Сильная» Россия четвертый год топчется на части территории Донбасса и громко угрожает с территории Крыма, при этом постоянно получая тумаки и затрещины за свое поведение: санкции, политическое давление в любой форме, унизительные «черные списки».
Хваленные системы противовоздушной обороны С-400, которые Москва показательно завозит на полуостров, также никого не должны смущать или пугать. Кремль направил аналогичные вооружения в Сирию, но они не спасли российскую базу «Шайрат» от американского ракетного обстрела. Наличие у Москвы ядерного оружия не удержало турецкое командование от удара по российскому бомбардировщику Су-24. Россияне, прикрывавшие аннексию Крыма необходимостью «защиты» от НАТО, получили «под дых» от страны, которая входит в альянс. В итоге все свелось к разговорам об «ударе в спину» и к запрету на поставки помидоров, а также на поездки на турецкие курорты. Через некоторое время в Кремле забыли о сбитом самолете, вновь начали предлагать Анкаре дружбу и совместные энергетические проекты. В обоих случаях российские власти не отважились на силовую конфронтацию с НАТО, несмотря на публичное унижение и военный позор.
Все упирается в психологию российской власти, ее политические традиции. За последние годы политологи и специалисты по международным отношениям неоднократно убеждались, что Москва бьет и нападает только на более слабых противников: Молдова, Грузия и Украина на момент 2014 года. Если переводить все на простой язык, то речь идет о «гопнической» манере во внешней политике: давить слабых, лебезить перед сильными или пытаться их обмануть. «Государство-гопник» точно не пойдет войной против более солидного противника. Диверсии, провокации и мелкие пакости возможны; горячий конфликт – нет. Сейчас, когда Украина в военном плане перешла в «среднюю весовую категорию», Москва осторожничает. Президент Владимир Путин источает братскую любовь, постоянно рассказывая украинцам о том, что они с россиянами – как бы «один народ». При этом Кремль неуклюже пытается хамить американцам, перехватывая их самолеты и публикуя язвительные воззвания. Правда, россияне стараются не переходить красных линий, оставляя возможность для переговоров. Причина одна – в Кремле опасаются, что в ответ на их эскапады в Черном море американцы начнут стрелять, как это было в «Шайрате». И выстрелить в ответ россияне, скорей всего, не посмеют.