середа, 24 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Кремлю уже лучше, чтобы Трамп ему не помогал В российско-американских отношениях сложилась стратегически провальная для России ситуация – инициатива утрачена, и даже Ким Чен Ын не сможет ее вернуть

Андерс Аслунд – шведский экономист и старший научный сотрудник Atlantic Council (авторитетная неправительственная организация США, занимающаяся международными отношениями) – заявил, что первоначальный вариант так называемого «кремлевского списка», который составляла команда экспертов (Аслунд среди них), в последний момент был заменен на перечень, составленный на основе рейтинга Forbes и фамилий работников администрации президента РФ. Эксперт утверждает, что ответственный за подмену – министр финансов США Стивен Мнучин, который одобрил список, и спрашивает: «Почему глава Минфина высмеивает санкции США в отношении России и законодательство, подписанное президентом?».

Лидер демократов в Сенате США Чак Шумер и сенаторы Бен Кардин и Шеррод Браун очень резко раскритиковали Дональда Трампа за то, что он не подписывает пакет новых антироссийских санкций, которые уже одобрил Сенат. В адрес президента США прозвучали такие, к примеру, обвинения как: «вопиющее невыполнение обязанностей президента», «намерен подорвать верховенство закона в стране», «глава российской внешней разведки – под санкциями, а администрация Трампа приглашает его через наши парадные двери» (речь идет о директоре Службы внешней разведки РФ Сергее Нарышкине, который на прошлой неделе посетил Вашингтон для консультаций с американскими коллегами), «ставит под угрозу национальные интересы». Reuters сообщает, что некоторые сенаторы-республиканцы тоже обеспокоены промедлением Трампа с введением новых санкций в отношении России.

Министр финансов Стивен Мнучин отреагировал на критику: пообещал, что санкции в  отношении «десятков» богатых россиян из «кремлевского списка» все же будут, и публикация его «никоим образом не должна толковаться в том смысле, что мы не введем санкции против кого-то из этого отчета».

Можно еще продолжить перечень сообщений, как отказ Трампа расширять санкции против России и россиян вызвала новую волну жесткой критики. Противостояние Дональда Трампа с подавляющим большинством американской политической элиты – тема уже, можно сказать, давняя, и пока нет оснований считать, что в упомянутом противостоянии как раз сейчас происходит решающий перелом. По крайней мере, нам, в Украине, без детального знания всех нюансов расклада политических сил в США трудно определить, как новое обострение отношений Трампа с его оппонентами, конкретно скажется на перспективах действующего президента США, во-первых, удержаться на своей должности все четыре года, во-вторых – отстоять свое законное (так считает Трамп) право самостоятельно определять политику США во всех направлениях, в том числе – в отношении России. Все это проблемы чисто американские. Международные факторы, которые нас, украинцев, разумеется, беспокоят больше, здесь отнюдь не играют решающей роли.

Однако есть очевидное: это обострение никак не решает проблем России. Скорее, наоборот – углубляет их.

Какую тенденцию демонстрирует нежелание администрации Белого Дома вводить новые антироссийские санкции? Конкретнее: означает ли это нежелание тенденцию к постепенной отмене (смягчению) уже введенных санкций? Воспользовавшись популярной у нас терминологией «зрады» и «перемоги», зададимся вопросом: не означает ли данная позиция Белого Дома «зраду» нам и «перемогу» Кремлю?

С идеей примирения с Россией Дональд Трамп пришел в Белый Дом год назад. Сегодня, хотя Трамп упрямо не желает от нее отказываться, эта идея если не умерла, то уже в коме. Есть объективные законы, которые сильнее «хотелок» отдельных политиков, даже если они занимают сверхвысокие государственные должности.

Поэтому политические ссоры в Вашингтоне, какими бы резкими словами-обвинениями они не сопровождались, способны лишь притормозить маховик антироссийской политики США, но не остановить его. Ключевой момент – грубое нарушение Россией международного права, а также неформальных принципов ведения политики ведущими государствами мира (G8, когда в нее входила Россия) – остается, США не может его «забыть», а Россия не может «заиграть». И если Россия не отступится от своих «трофеев» (прежде всего – Крыма и Донбасса), а она о-о-очень этого не хочет и с исключительным упрямством этому противится, то давление Запада в виде экономических санкций, политической изоляции, ограничения гуманитарных контактов, ухудшения репутации и т. д. будет только усиливаться. Действия Трампа наподобие нынешнего саботажа антироссийских решений Конгресса могут лишь замедлить эту очевидную всем тенденцию.

Конечно, это сама по себе необычная интрига – отсутствие единой позиции в отношении России у исполнительной и законодательной властей США. Здесь есть большое искушение предположений, что этим «раздраем» обязательно воспользуется хитрая и коварная Россия и выскочит из ловушки санкций. Но в данном случае следует обращать основное внимание не на те слова или действия Трампа, какие милы Кремлю, а на совсем другие. Американский президент не может, как российский, говорить публично одно, а на деле политику вести противоположную. То есть, если президент США заявляет перед американскими законодателями, что Россия – угроза американской национальной безопасности, то должен предпринимать конкретные антироссийские шаги. Возможность «маневра» у него, конечно, есть, но очень ограниченная. Иначе – гарантированный крах политической карьеры. И не будет Трамп рисковать своим президентством, лишь бы угодить Путину.

Общее отношение к России у американской элиты сейчас такое, что в российско-американских отношениях Кремль уже потерял главное – инициативу, т. е. способность определяющим образом влиять на ситуацию. Будет Кремлю плохо или не очень, и когда это будет – сегодня или только послезавтра – зависит исключительно от американских политиков, то есть, от того, как договорятся между собой Трамп и его оппоненты, а любые попытки россиян вмешаться в этот внутренний американский процесс будут немедленно и жестоко наказаны всеми участниками американских политических противостояний. Любой дружественный или примирительный жест того же Трампа в сторону России сразу вызывает ожесточенную реакцию его оппонентов. Вот, казалось бы, доброе дело сделал Трамп для Кремля – «кремлевский список» без санкций, России бы порадоваться, но нет радости: санкции не отменены, лишь отложены, причем, судя по словам министра финансов США, ненадолго, а очередная беспощадная критика Трампа за «пророссийскость» обернется в конечном итоге усилением американского давления на Россию.

Такая ситуация стратегически провальна для России, поскольку означает, что ее судьба в чужих, нероссийских руках. Это тем обиднее для них, потому что россияне, понимая смертельную опасность потери инициативы в войне (а это война, которую россияне, кстати, сами начали), прилагают поистине титанические усилия, чтобы овладеть ею в отношениях с американцами, прибегая, скажем, к такому грандиозному (и, соответственно, рискованному) шагу, как натравливание на США вооруженного ракетами и ядерной бомбой Ким Чен Ына. Но пока безуспешно: США даже под угрозой ядерного удара от КНДР не идут на существенные уступки Кремлю.

Нет, не поможет Трамп России. Так получается, что Кремлю уже лучше, когда Трамп не помогает. Доигрались.


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим