п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Кремлевский доклад»: У Путина есть комбинация по Донбассу Леонид Радзиховский о публикации «кремлевского списка» и смене политики России

Публикация Министерством финансов США так называемого «кремлевского доклада», в который попали фамилии 210 российских политиков и олигархов, ничем реально российским элитам не грозит, хотя и создает дополнительное психологическое напряжение. Важнее другое: президенту РФ Владимиру Путину некуда дальше двигаться в своей антизападной политике. А значит, можно ждать комбинации, в рамках которой Кремль «сольет» оккупированный Донбасс. Такое мнение высказал в комментарии Апострофу российский журналист и публицист Леонид Радзиховский.

Так называемые американские санкции – это пшик, я об этом, кстати, говорил много раз. Это достаточно бессмысленный пиаровский ход в расчете на то, что запуганная российская элита будет вынуждена сменить свою политику в отношении США.

С одной стороны, это абсолютная бессмыслица, потому что политику в отношении США определяет не запуганная российская элита, которая, конечно, не хочет терять свое «барахло» в Америке (на которое, собственно, никто и не покушается), не хочет терять свои позиции в Америке. Политику РФ определяют Путин и его ближайшее – очень узкое – окружение, которое эти самые санкции ни с какого боку не задевают. [Министр обороны России Сергей] Шойгу, [глава ФСБ Александр] Бортников, [секретарь Совета безопасности РФ Николай] Патрушев и их дети не слишком пострадали от санкций, и впишут их в какой-то список или не впишут, им от этого ни тепло, ни холодно.

С другой стороны, российская политика несомненно будет смягчаться в отношении Америки и Европы. И смягчаться она будет вовсе не из-за санкций, а из-за того, что дальше двигаться некуда. Россия во внешнеполитическом тупике: все, что Путин мог в смысле наступления, он сделал. По всем позициям он продвинулся максимально, везде уперся в какие-то стенки. Крым взял? Взял! Дальше что? Дальше ничего. Завязли на Донбассе, который абсолютно России не нужен. В Сирию влез? Влез. [Президента Башара] Асада спас? Спас. Дальше что? Дальше надо тащить этого дурака на своей шее. Потому что как только ты его отпустишь, он брякнется тут же. С Америкой до того доругались, что все связи с ней и странами Европы максимально сокращены. Экономического успеха таким образом не добились, санкции получили.

И что делать? Маятник всегда двигается в одну сторону, потом в другую. Мне кажется, что маятник в смысле агрессивного наступления на Запад у России дошел до крайней возможной точки – дальше надо уже системно менять режим, то есть двигаться в сторону Северной Кореи. Пойдет на это Путин? Никогда в жизни! Пойдет на это российская элита, хоть под санкциями, хоть без них? Никогда в жизни. Следовательно, надо двигаться в сторону разрядки.

Никакого ответа России на «кремлевский доклад» не будет. Россия ничего не может сделать. Что она, внесет в список членов американского списка Forbes и американских сенаторов?! Такой список можно составить, не вопрос! Бумага все стерпит. Это будет такой же бессмысленный список, как американский. Разница только в том, что российские «форбсы» напрягаются по этому поводу, и им это неприятно, хотя абсолютно ничем и не грозит, а американские «форбсы» будут хохотать над этим списком.

Такие списки, безусловно, создают напряжение внутри элиты. Потому что российским бизнесменам и чиновникам крайне неприятно попасть под американские санкции. Хотя это абсолютно ничем им физически не грозит, и денег у них никто не отбирает. В Америке нельзя взять и отобрать у людей деньги – этим она отличается от России. Америка – государство правовое: чтобы что-то у человека отобрать, надо начать против него судебный процесс. Ради России ломать принципы своего правового государства американцы не будут. Если бы была объявлена война, как когда-то с Японией, тогда да, можно арестовывать имущество. Но войны нет и не будет. Следовательно, ничем это реально не грозит. А психологически да, очень неприятно. Потому что российская элита находится в психологической зависимости от Запада, а у Запада нет такой зависимости от РФ.

Напряжение в элите это создает, но политически это напряжение не влияет на Путина и не может влиять. На него политически влияет совсем другое – то, что ему двигаться дальше некуда. Это было ясно уже в 2014 году, когда Путин захватил этот дурацкий Крым, дальше не пошел, а вся эта болтология про «русский мир» так пустейшей болтовней и осталась, а потом и вовсе исчезла. Вот в этот момент было абсолютно ясно, что Путин мягкий грунт прошел легко, а твердый – пройти невозможно. «Твердый грунт» не в смысле сопротивления Украины, хотя это тоже имело большое значение, а в смысле того, что он не хочет рвать отношения с Западом. И сейчас он попытается их восстанавливать.

Это повторение брежневской политики: Брежнев ввел танки в Чехословакию, а после этого начался детант, разрядка с Европой. Но разрядка на условиях Брежнева. Вот я думаю, что Путин хочет повторить эту комбинацию: санкций за Крым реально нет, слить Донбасс, сохранив физиономию лица, избавиться от остальных европейских санкций и наладить какое-то более-менее нормальное экономическое взаимодействие с Европой. Дальше накачивать конфронтацию просто некуда. А сегодняшний ее уровень России, как государству в целом, очень невыгоден и неприятен.



Поділіться цим