Через 20 лет после того, как сторонники белорусской демократии подписали документ «Хартия 97», в Минске решили заблокировать одноименный сайт, который является самым популярным оппозиционным ресурсом Беларуси, – пишет Виталий Портников для Радио Свобода. – Это решение продемонстрировало, где границы компромиссов Александра Лукашенко с цивилизованным миром. Белорусский президент может делать реверансы перед Западом, чтобы облегчить для себя и для своего окружения санкционный режим, но все равно остается маленьким Путиным. Даже больше – это Путин большой Лукашенко. Ведь Лукашенко стал строить свой авторитарный режим еще тогда, когда Путин носил чемоданы за мэром Петербурга Анатолием Собчаком.
«Хартия 97» – не просто ресурс, который последовательно рассказывает белорусам правду об их стране. Это еще и ресурс, который рассказывает правду об Украине – и Украине времен Майдана, и Украине времен войны с Россией. Именно поэтому враги у ресурса могли быть и в Минске, и в Москве. Ведь «Хартия» для белорусов, находящихся в плену российской и своей «родной», лукашенковской пропаганды – одно из немногих окон в мир реальной жизни и истинных ценностей. И почему надо удивляться, что Александр Лукашенко закрыл это окно?
Для Украины это также важный урок. Мы долгие годы пытаемся построить отношения с Минском, пытаясь как бы не замечать зависимости Лукашенко от Кремля. Но это не только денежная зависимость. Это и зависимость ценностного уровня. Лукашенко и Путин разговаривают друг с другом на одном языке – языке авторитаризма и уважают силу и ложь. Именно поэтому Лукашенко может приезжать в Киев и говорить об уважении к украинскому суверенитету, а затем на территории его страны россиянами будет похищен украинский парень. Ничего личного – просто зависимость от Москвы.
А блокировка «Хартии» – это уже зависимость от лжи. Белорусскому президенту очень важно держать свое общество в постсоветском анабиозе, так как только такой анабиоз – гарантия продолжения его власти. Однако тот факт, что с оппозиционерами расправились именно сейчас, говорит об озабоченности белорусского руководства настроениями своих сограждан. Интересно, что «Хартию» запретили как раз на годовщину подписания Лукашенко знаменитого «закона о тунеядцах», что привело к наиболее массовым протестам в стране за последнее время.