При жизни митрополита Владимира в УПЦ МП было три крыла: пророссийское, проукраинское (гораздо меньшее) и центристское, которое возглавлял сам Владимир. Он стремился постепенно украинизировать церковь, соблюдая при этом все каноны в но не дестабилизируя ситуацию в самой УПЦ МП. Это был очень медленный, но осторожный и сбалансированный курс, пишет Алексей Гарань для Нового времени.
К сожалению, Владимир ушел из жизни. И после этого, в связи с российской агрессией, церковь уже не смогла занять четкие прогосударственные позиции. Она не осуждала агрессию – там говорили об общей необходимости мира. Более того, марш их верующих в Киев с призывами к миру самом деле имел довольно дестабилизирующий эффект в украинском обществе. Поэтому отражаются ли все эти события на отношение верующих к УПЦ МП?
Согласно социологическим опросам, большинство людей относят себя к Киевскому патриархату. Но известно, что у Московского патриархата есть больше общин и финансов. Это заметно даже в Киеве, где МП строит храмы в довольно знаковых местах.
На вопрос о принадлежности к патриархату, люди вполне логично выбирают Киевский патриархат, потому что слово Киев в них ассоциируется с Украиной. И здесь хитрость Московского патриархата заключается в том, что эта церковь в своих официальных названиях не указывает, что они принадлежат к МП. Они обозначают себя просто как УПЦ. Поэтому большинство людей, которые посещают их церкви, на самом деле не задумываются над тем, чьи они. Просто идти к ближайшей церкви удобнее. С одной стороны это свидетельствует о том, что эти верующие могут изменить мнение. А с другой – демонстрирует, что в Украине достаточно много людей конформистских взглядов. Последнее я замечаю и среди своих знакомых, которые продолжают посещать МП.
В июле 2017 социологическая группа «Рейтинг» провела опрос, который показал, что 31% украинцев относят себя к КП, 17% (против 22% в 2014 году) – к МП, а 10% – греко-католики. Вместе с тем, 31% верующих не относят себя ни к одной конфессии. Они говорят, что не хотят вникать во все эти конфликты и просто посещают церковь.
Позиция, которую заняли в МП в ходе войны в Донбассе, негативно сказывается на влиянии этой церкви. Ведь есть и церковные общины, которые переходят к КП. Но нужно понимать, что церковь очень консервативная структура. Как и религиозные взгляды. Например, мы знаем, как в положительную сторону радикально изменилась мнение украинцев по НАТО, или в отрицательный – по Таможенному Союзу. Но когда мы говорим об отношении к церкви, то изменения не являются радикальными.
Согласно опросам, относительное большинство украинцев положительно относится к созданию в Украине единой поместной церкви. И они считают, что объединяться нужно именно вокруг КП. Зато верующие МП, хотя там мнение об объединении разделяет относительное меньшинство, считают, что это стоит делать на базе их церкви. Впрочем, даже среди верующих МП есть те, кто говорит, что нужно объединяться вокруг КП. И это свидетельствует о том, что верующие МП таки могут принять эту мысль и именно над этим нужно работать.
Следует заметить, что негативные истории случаются не только среди духовенства МП. Хотя в связи с войной большинство примеров негативного и раздражающего поведения демонстрируют именно там. Как по мне, то акция #принеси_ляльку – это очень умный и достойный ответ простых украинцев. Силой здесь ничего не решишь. В УПЦ МП начнут говорить о преследовании и выставлять себя в роли жертвы. Так же разумно власть и граждане повели себя во время уже упомянутого Крестного хода – не позволили втянуть себя в конфликты и не допустили силового противостояния.
По моему мнению, в связи с российской агрессией наши противоречия по языку и церкви отошли на второй план. Мы продемонстрировали себя как политическая нация и показали, что определяющим является не то, в какую ты церковь ходишь и на каком языке говоришь, а, скорее, как ты относишься к необходимости бороться с российской агрессией и защищать Украину.
Поэтому общество не должно проходить мимо, когда политики или духовенство УПЦ МП своими поступками провоцируют раскол и дестабилизацию. Генпрокуратура заявила, что они будут заниматься тем фактом, что духовенство МП провоцирует конфликты. И мне кажется, это трудно доказать с юридической точки зрения. На то она и церковь, что соблюдает свои каноны, какими бы странными, мягко говоря, они не были.
Руководство МП будет пытаться «отыграть все назад». Они будут говорить, что это мнение отдельных священников и тому подобное. После смерти Владимира проукраинская часть УПЦ МП потеряла свое влияние и ожидать сейчас каких-то резких движений к диалогу с КП не приходится. Конфликтность этой темы в определенной степени уменьшилась, когда и Филарет, и Онуфрий приветствовали освобождение пленных. Глава МП Онуфрий говорил, что «наши бойцы возвращаются», а еще два года назад его духовенство даже отказывались вставать, чтобы помянуть память погибших бойцов в Верховной Раде. Впрочем, это может быть и своеобразным тактическим моментом, поскольку сейчас ведется кампания, ставящая целью показать роль патриарха Кирилла в освобождении пленных. И все же, это может быть и небольшой символический жест, потому что Онуфрий и его духовенство таки не могут игнорировать происходящие в обществе.
Такие факты, как недостойное поведение священника МП, сильно влияют на верующих. В истории с провокациями со стороны МП очень большую роль играют СМИ, которые должны освещать ситуацию без надрыва и призывов к силовому противостоянию. Вместо этого, нужно призвать думать и делать выводы.