субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Владимир Огрызко: Украина и глухой польский угол Польша завела себя в сложную ситуацию не только в отношениях с Украиной, но и с ЕС в целом

Хоть это и та же команда, и та же партия, и одни и те же взгляды на ситуацию, внешние обстоятельства и определенный бэкграунд дают слабую надежду, что кое-что таки изменится. Своей довольно арогантной внешней политикой Польша завела себя в сложную ситуацию не только в отношениях с Украиной, но и с ЕС в целом, пишет Владимир Огрызко для Нового времени.

Польша откровенно и, видимо, не очень просчитывая последствия, начала курс порчи отношений с Германией, а также продолжает ухудшать ситуацию с Литвой. А из-за своих по-настоящему скандальных судебных реформ Польша портит отношения с ЕС как с институтом. Все это, в том числе и проблемы с Украиной, серьезно ухудшило внешнеполитические позиции Варшавы.

Варшава должна понять простую истину: если и дальше идти таким путем, она потеряет свой потенциально большой вес на востоке европейского континента, которую могла бы играть, если бы ее внешняя политика была сбалансированной и адекватной. Ведь другие страны тоже анализируют ситуацию и если увидят, что она становится проблемной, то вряд ли поддержат Польшу в ее лидерских амбициях. Смена правительства и министров является хоть и запоздалой, но правильной реакцией на те довольно дипломатично неоднозначные события. Это шанс для Польши постепенно отходить от такой внешней политики.

Очень печально слышать, что Польша страдает от украинских беженцев. Польские чиновники говорят на черное белое и наоборот. Ведь речь идет не о беженцах, а о трудовых мигрантах, без которых довольно положительные экономические показатели Польши уменьшились бы на много процентов. Когда проблема беженцев с Ближнего Востока, в частности Сирии, стала очень острой, надо было как-то реагировать. Польское руководство нашло отговорку – мол, мы приняли миллион украинских беженцев. И это абсолютно неправда и очень грустно, когда адекватные руководители говорят такие неадекватные вещи. Но это дело временное, я думаю, что в Европе прекрасно понимают, что речь идет не о беженцах. То же самое касается самих поляков, которые сотнями-тысячами ехали в Западную Европу, в частности в Великобританию. И этот факт является не столько манипуляцией информации, как пример ее минимум недобросовестного использования.

По общей истории, то ее переписывать нельзя: какой она была, такой и останется. И дело не в примирении между историками, а в том, чтобы найти общие и адекватные оценки того, что произошло и в случае сложных украинского-польских отношений вернуться к формуле «прощаем и просим прощения». Надо, наконец, принять это за исходную и действительно единственно возможную позицию для двух стран. Поиск виновных, обвинения одних и героизация других – это путь в никуда. С этого тупика надо выходить. Предыдущим правительствам Украины и Польши это удавалось, а потому примеры положительных моменте все же есть. Испортить всегда проще, чем создать и я думаю, что в Польше это все поймут.

В целом сейчас не хотел бы оценивать фигуру нового министра иностранных дел Яцека Чапутовича – сначала надо посмотреть на его первые шаги. А потом можно сделать выводы из плана его первостепенных поездок. Там есть Брюссель и другие европейские столицы. Украины в этом списке пока нет. Поэтому стоит подождать – провозглашают различные лозунги и слова, но оценивают по делам.



Поділіться цим