Кремль, организовывая «присоединение» Крыма, сам себя переиграл в части юридического оформления аннексии. Москва постоянно ссылается на решение «народа Крыма», но крымчане не голосовали за независимость. Новые власти в России могут использовать этот юридический казус для пересмотра итогов «референдума» 2014 года, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Российская телеведущая Ксения Собчак, намеренная баллотироваться на пост президента России, вступила в заочную перепалку с российскими властями Крыма. Она назвала «референдум» 2014 года фальшивкой. «Это было фальшивое голосование. Реальное голосование не может быть с одним вопросом. Пьете ли вы коньяк по утрам? Это не вопрос для референдума. В Крыму должен быть проведен международный реальный референдум с наблюдателями. И крымчане должны сами решать, где им быть», – сказала Ксения Собчак. По ее мнению, нужно провести еще один «референдум», но уже с тремя вопросами: быть в составе России, Украины или вообще объявить о собственной независимости.
На высказывания Собчак отреагировало нынешнее руководство Крыма, ряд российских политиков и чиновников. Глава «общественной палаты» Крыма Григорий Иоффе упрекнул телеведущую в том, что она плохо разбирается в сути произошедшего. «Было два вопроса: хотите ли вы воссоединиться с Россией? Хотите ли вы остаться в составе Украины? Поэтому она ставит людей, которые в этом не разбираются, в ложное положение. Свою отрицательную роль сыграли и ведущие шоу, где высказалась Собчак. Они сами не знают историю «крымской весны» и не смогли парировать ее заявлениям. Получилось, что простые люди в прайм-тайм на главном канале страны услышали недостоверную информацию», – возмутился Иоффе.
Действительно, вопросов на «голосовании» было два. Первый: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?». Второй: «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». При детальном анализе выясняется, что московские политтехнологи упустили важную деталь – Крым как бы вошел в состав России, формально не выйдя из состава Украины. Если принять кремлевскую версию о том, что некий «народ Крыма» воспользовался правом на самоопределение, то вопросы в бюллетенях противоречат смыслу, который Кремль вкладывал в «референдум». Если отталкиваться от правовой теории, то народ сначала должен проголосовать за независимость и только после этого определять свое будущее. Так, например, было в Каталонии, где провели нелегальный референдум о независимости. Каталонский референдум был незаконным, но он хотя бы был настоящим. В Крыму же создали фейковую «независимую республику» только на основании решения парламента, который вообще не имел таких полномочий. Крымчане, избирая в 2010 году новый состав Верховной Рады Крыма, не наделяли депутатов правом на объявление «независимости».
Украинские правоохранители располагают записями телефонных разговоров между советником российского президента Сергеем Глазьевым и нынешним российским главой полуострова Сергеем Аксеновым. В марте 2014 года стороны обсуждали вопросы, вынесенные на «референдум».
«Мне кажется, что вопросы по референдуму сформулированы неудачно. Это не только мое мнение. Тут мы думаем, а как их поставить так, чтобы они были однозначно понятны людям. Потому что многие просто за слова «в составе Украины» не проголосуют», – говорил Глазьев.
Судя по реакции Аксенова, его удивила такая постановка вопроса. Он ответил Глазьеву, что организацией «референдума» занимаются россияне, и итог уже предопределен – проголосовавших за Украину не будет.
Кремль допустил такую ошибку с «референдумом» из-за спешки. Российские власти стремились провести процедуру «присоединения» как можно быстрее, пока страны Запада не успеют разобраться в ситуации, а в Украине не сформируется новая система власти. Факт спешки и то, что именно Москва организовала «референдум», подтвердил глава российского МИД Сергей Лавров в интервью за февраль прошлого года.
«Референдум, наверное, можно было бы дольше готовить и нагнать туда больше наблюдателей. Они спрашивают, почему мы его провели за одну неделю. Мы отвечаем, что была прямая военная угроза: бандиты неслись на поездах с оружием в руках с намерением выкорчевать оттуда русских. Сейчас можно цепляться за какие-то юридические, технические аспекты по поводу произошедшего, хотя результаты референдума трудно отрицать», – сказал министр.
Организаторы «референдума» заложили под ним политическую мину замедленного действия. И она может детонировать в любой момент, как только режим в России начнет шататься. В Кремле это понимают, поэтому стараются закручивать гайки «по-тихому», опасаясь повторения массовых протестов 2011-2012 годов. Даже президентская кампания Владимира Путина началась довольно блекло: на промышленном предприятии, «по просьбам трудящихся», без фанфар, без упоминания Крыма и имперского лоска, которым Кремль козырял последние четыре года.
Более того, эту ошибку организаторов «референдума» осознают и нынешние власти Крыма, которые решились на участие в кремлевской авантюре только из расчета на скорый крах Украины. Что это значит для крымчан? Ответ простой: новая власть в России вынуждена будет вести переговоры по Крыму ради снятия санкций и возвращения в цивилизованное общество. Новые власти вмиг забудут, что Крым «исконно русский» и его нельзя передать как «бутерброд». Имперская спесь отступит на третий план на фоне нарастающих социально-экономических проблем: затяжного кризиса в тяжелой промышленности, отставания в сфере высоких технологий, «африканского» уровня заболеваемости СПИДом и тому подобного. Последние годы Кремль специально глушил эти проблемы ура-патриотической риторикой, Крымом, войной против Украины и Запада. У следующего руководства страны таких ресурсов уже не будет.
В такой ситуации заявления российских оппозиционеров (неважно, связаны они сейчас с Кремлем или нет) по поводу «честного референдума» обретают новое звучание. Скорее всего, новые власти в России будут давить на то, что «референдум» был нелегальным; вопросы, вынесенные на «голосование», не отображали правовых и политических реалий. Следовательно, нужно все «переиграть». И вот тут перед Киевом и Западом откроется широкое окно возможностей по восстановлению территориальной целостности Украины.