Из-за угрозы введения новых санкций США близость к президенту РФ Владимиру Путину стала токсичной для ряда богатейших людей России. Они боятся попасть в черный список США, – рассказали представители местной деловой элиты в анонимном опросе агентству «Рейтерс», – ред.
То, что российский бизнес участвует и поддерживает кремлевский режим, сейчас стало уже большей проблемой для самого бизнеса. И это касается не только лично Путина. Лично его счетами занимается ограниченное число бизнеса. Значительно большая часть занимается «поддержкой кремлевских и региональных чиновников», которые соответственно поддерживают режим и являются вот этим самым режимом.
Разделить сегодняшний российский бизнес, который поддерживает пропагандистские компании, чиновников, проекты Кремля, и тот, который не поддерживает – невозможно. Бизнес сегодня ориентируется на протекционистские основы и без взаимодействия с чиновниками просто не существует. Нету такого бизнеса.
Любой независимый банк существует благодаря тому, что там размещаются бюджетные средства и средства для реализации различных проектов.
Поэтому сегодняшние волнения российского бизнеса – правильны. Так как они, в самом деле, полностью на 100% взаимодействуют с Кремлем.
Кто-то из крупных бизнесменов сказал, что старается ограничить контакт с Путиным. Это неправда. Контакты с Путиным и контакты с Кремлем, особенно крупного бизнеса, – это единственная форма существования.
Одно дело – прямые контакты с Путиным, но это малая часть бизнеса, где-то 20-30 крупных бизнесменов. Другое дело – непрямые или косвенные контакты через проекты. Это несколько сотен бизнесменов.
А третье – это прямая или косвенная поддержка Кремля в региональных проектах. А здесь ровно 100%.
Самое плохое, что существует сегодня для российского бизнеса – это среда его токсичности. Иметь дело с российским бизнесом просто опасно. Многие в США, например, продолжают это делать только в случае, если это очень выгодно и если это действительно халявные деньги или же прибыль возрастает в несколько раз. Вот тогда бизнес еще в состоянии рисковать.
Но крупные компании, для которых репутация имеет большое значение, если и осуществляют контакты, то только через большое число прокладок. То есть переходных компаний, которые готовы рисковать и репутацией, и своим положением.
Константин Боровой / Обозреватель