п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Владимир Фесенко: Почему Запад не поможет Саакашвили На войне, как на войне – против политика действительно могут применить меру экстрадиции

Не исключаю, что депортация Михеила Саакашвили может произойти. Но пока, кажется, речь идет о неких предупреждениях. То есть если экс-глава Одесской обладминистрации продолжит во что бы то ни стало разжигать огонь политического кризиса и пытаться осуществить новый Майдан, то тогда –  на войне, как на войне – против него могут применить меру экстрадиции.

Как отнесутся к этому западные партнеры Украины? Моя версия такая: да, критика этого решения будет, но умеренной. Объясню почему.

По некоторым данным, западные партнеры встревожены действиями Саакашвили, происходящими сейчас возле Верховной Рады. Выход из политической акции умеренной части оппозиции, то есть тех, кто организовал акцию 17 октября, во многом произошло под влиянием именно западной позиции. Это не было спонтанным решением разных людей – от Мустафы Найема до общественных активистов.

Насколько я понимаю, были мягкие, но настоятельные советы не предпринимать каких-либо чрезмерно радикальных или авантюрных шагов. Не исключаю, что советы были и в адрес Михеила Саакашвила. Также не исключаю, что Курт Волкер, который приезжает в Украину 27 октября, будет встречаться не только с Порошенко, но и с некоторыми оппозиционерами, может быть, даже с Саакашвили. Думаю, и он порекомендует решить конфликтные вопросы конструктивным путем.

Нужно искать компромисс, а Саакашвили, я уже не говорю о Семенченко, взяли курс на революцию, что создает конфликтную ситуацию, отвлекает от многих проблем и создает потенциальные риски для воюющей страны. Конечно, все это волнует наших западных партнёров, в первую очередь американцев. Поэтому Волкер, как спецпредставитель не только по Донбассу, но и по Украине, может предпринять определённые действия как посредник. Не уверен, что у него это получится, но он будет убеждать стороны найти решение. Если американцы увидят, что Саакашвили и Семенченко отказываются идти на какие-либо компромиссы, они могут сказать: «Ну что ж, пускай Порошенко разбирается с ними, как может».

И вот здесь существуют риски. Как в ситуации с Николаем Коханивским. Властям нужно действовать достаточно гибко, избегать эмоциональных триггеров, которые могли бы усилить протест, не подливать масла в огонь. История с лишением гражданства экс-губернатора не погасила тему Саакашвили, а наоборот, вывела его на новый уровень. Поэтому тяжело спрогнозировать, каким будет эффект, если против Саакашвили все-таки будет применена экстрадиция.

Первый вариант: произойдет обезглавливание протеста, когда без Саакашвили все просто потухнет. Да, это может вызвать вспышку недовольства, но он будет экстрадирован, отправлен в Грузию. Поэтому, если конфликт станет нарастать, то в целях самозащиты власть может предпринять радикальные действия против Саакашвили. Главный вопрос – кто совершит больше ошибок, и чьи ошибки окажутся непоправимыми.

Второй вариант, и он мне кажется наиболее оптимальным, – компромиссное решение проблем, заявленных на митинге 17 октября. Есть все основания не доводить дело до революций. Через полтора года – выборы. И вот пусть украинские избиратели, а не люди в камуфляже, решают, кому они отдадут президентскую власть, а кому – большинство в парламенте, которое сможет сформировать новое правительство. Пусть эти вопросы решают избиратели.

К слову, есть третий вариант развития событий вокруг митингов у здания Верховной Рады. Он чисто украинский и, может быть, самый вероятный: все утихнет, само собой. Такое происходит в нашей стране, не всегда, конечно, но и нередко.


Владимир Фесенко / Новое время
Поділіться цим