Назначенное Москвой руководство Крыма не может остановить падение уровня жизни в республике. Чем глубже Крым проваливается в трясину экономического и социального кризиса, тем жестче риторика начальства. Громкие обещания и пустые угрозы – все, что «власть» может предложить населению, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Крымский общественник и блогер Александр Талипов, ранее работавший на местное «правительство», опубликовал список громких обещаний нынешнего «главы» республики Сергея Аксенова. С начала аннексии «глава» обещал крымчанам нещадную борьбу с коррупцией, показательные судебные процессы над проворовавшимися чиновниками, завершение газификации, загрузку промышленных предприятий работой, решение проблем с Visa и MasterCard, привлечение инвестиций, доступные ипотечные программы, суд над президентом Украины Петром Порошенко, скорейшее признание Крыма «российским» и многое другое. Все осталось только на словах.
Например, осенью 2014 года он утверждал, что смена администрации в Вашингтоне приведет к легализации российского статуса Крыма. «Я думаю, переизберут Обаму (экс-президента США – КР), и на этом все закончится, еще год-полтора. Вся антироссийская политика за последние два-три года, активная риторика в средствах массовой информации ни к чему не привели», – говорил Аксенов. То есть к ноябрю прошлого года полуостров должны были уже «признать». Он повторял то, что ему говорили московские кураторы, когда вербовали его на участие в «крымской весне»: Запад не станет ссориться с Россией из-за Крыма, смена власти в США решит проблему, европейцы «устали» от Украины и тому подобное. Аксенов, не обладая должной политической компетентностью, охотно повторял кремлевские байки.
Всего Талипов насчитал около трех десятков пустых обещаний Аксенова. На самом деле, «глава» республики обещал, заверял и угрожал почти каждый день. Буквально позавчера пригрозил устроить «красный террор» перевозчикам, которые отказываются подвозить льготников. «Я вам обещаю со всей пролетарской ненавистью всю суровость отечественных законов на этих перевозчиках отработать так, чтобы от них только одна пыль осталась», – заявил Аксенов. За день до этого он публично распекал руководство «Крымтроллейбус» и симферопольского «Горавтотранса», угрожал увольнениями и уголовными делами. Глава «правительства» утверждает, что сотрудники ведомств разворовывают до 80% выручки. Скорей всего, никого из начальства не накажут или для вида устроят показательную порку, но после все вернется на круги своя.
Господин Аксенов может говорить и обещать крымчанам все, что угодно, не беспокоясь о последствиях. Он не зависит от избирателей. У крымчан вообще нет никаких рычагов влияния на «правительство». Нынешняя должность «главы» республики – сугубо марионеточная. Все важные решения принимают в Кремле, который пока еще контролирует украинский Крым. Российская вертикаль власти имеет некоторые стойкие особенности. Администрацию президента совершенно не интересуют эффективность работы губернаторов, уровень жизни в регионах и состояние инфраструктуры. Москва требует от местечкового начальства лояльности и обеспечения политической «стабильности». Население может жить сколь угодно плохо, страдать от безработицы, некачественной медицины и чиновничьего произвола. Главное, чтобы люди не выходили на улицы с политическими требованиями. Митинги возможны только с согласия власти и ради выражения публичной поддержки ее действиям. Иррациональный страх Кремля перед уличными протестами, боязнь «русского майдана» дает региональному начальству индульгенцию на кумовство и некомпетентность.
Захваченный полуостров представляет собой утрированную копию российской провинции. Все действия республиканского начальства после аннексии свелись к громким лозунгам, очковтирательству и показательным расправам над «стрелочниками». Ради обеспечения пресловутой «стабильности» Аксенов вынужден периодически перетряхивать «министерства», подконтрольные ведомства и местные «администрации». Кадровая чехарда – относительно действенный способ успокоения крымчан. Жителей полуострова круглосуточно пытаются убедить в том, что жизнь стала хуже не из-за аннексии или некомпетентности «правительства», а из-за «саботажников» и прочих «вредителей». С каждым разом получается все менее убедительно. Если первые полтора года крымчанам обещали улучшение жизни, то теперь вся публичная активность «властей» свелась мобилизационной риторике и антиукраинским истерикам.
Крымские «власти» не способны навести в республике порядок, потому что не для этого они были назначены Москвой. Их задача – имитировать новую крымскую «элиту», настроенную категорически против Украины и Запада. Чем глубже Крым проваливается в трясину экономического и социального кризиса, тем громче риторика начальства. Теперь Аксенов угрожает громить перевозчиков со всей «пролетарской ненавистью». Далее, судя по логике процесса, он начнет сыпать пустыми угрозами, обещая вешать и расстреливать всех провинившихся.