п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Пожар в Калиновке: Почему трагедия была неизбежной Под Винницей хранился стратегический запас боеприпасов для реактивной артиллерии

Мы продолжаем отслеживать ситуацию вокруг масштабного пожара на стратегических складах 48-го арсенала Минобороны.

Казалось бы, после мартовской диверсии на складах в Балаклее, а также после целого ряда более мелких пожаров в воинских частях, где хранились боеприпасы, Генштаб таки должен был бы сделать определенные выводы и начать уделять охране складов больше внимания. Однако события позапрошлой ночи заставляют в этом сомневаться, пишет Руслан Рудомский для Depo.ua.

Промониторив информацию, которая поступает из Винницкой области, а также проанализировав состояние дел в Балаклее через полгода после пожара, мы пришли к выводу, что трагедия на складах в Калиновке была неизбежной. Вопрос был лишь в том, когда именно это произойдет.

Известно, что в данном районе накануне взрывов Службой безопасности Украины был объявлен режим антитеррористических учений (по странному стечению обстоятельств, в Балаклее накануне пожара было то же самое).

«Антитеррористические учения пройдут 26-27 сентября на территории Винницы и приграничных районов области. Тренировки, которые состоятся в условиях, максимально приближенных к реальным, организует Координационная группа Антитеррористического центра при Управлении СБ Украины в Винницкой области при участии Национальной полиции, Нацгвардии, ГСЧС, ВСУ, пограничников, других региональных субъектов борьбы с терроризмом, органов власти и самоуправления», – сообщил официальный сайт Винницкой ОГА 25 сентября.

Однако по другой версии, под антитеррористическими учениями силовики маскировали настоящую антидиверсионную операцию, которую проводили в это время в Винницкой области. Маскировали с целью избежания лишних слухов в СМИ и паники среди местного населения.

Как бы там ни было, но именно это позволило очень быстро и слаженно провести эвакуацию жителей Калиновки и окрестных деревень, когда начали взрываться боеприпасы.

По свидетельствам очевидцев, организованная эвакуация началась уже через полчаса после начала взрывов. Для сравнения: во время аналогичного пожара в Балаклее, опять же – по свидетельствам очевидцев, первые признаки спасательных мероприятий начали появляться лишь через четыре часа после начала взрывов. Не говоря уже о блок-постах, которые в Калиновке усилиями винницкого полка Нацгвардии появились почти сразу, а в Балаклее – почти под конец дня (при том, что взрываться начало перед рассветом).

Также, по свидетельствам очевидцев, очень хорошо себя проявила местная власть – спасательные работы проводились очень оперативно и организованно. Стоит отметить также большое количество волонтеров, которые на собственном транспорте ехали в опасный район и вывозили оттуда людей. Опять же: в Балаклее не было ничего подобного.

Таким образом, по состоянию на второй час ночи большинство жителей Калиновки, Стрижавки, Лавровки и Сальника были эвакуированы и полным ходом шла эвакуация из других сел.

А вот с тушением пожара дела продвигались не так хорошо. Собственно, оно и неудивительно – на многочисленных видео видно, что боеприпасы взрывались настолько кучно и одновременно, что гасить их не представлялось никакой возможности. Вполне возможно, что спасателями было принято решение максимально локализовать зону пожара и просто ждать, пока критическая масса боеприпасов банально не выгорит (косвенно эту информацию подтверждают наши инсайды из Калиновки).

И здесь нельзя не провести еще одну параллель с Балаклеей. Как известно, в Балаклее на площади складов 680 га хранилось 138 тыс. т боеприпасов при паспортной емкости 150 тыс. т. В то же время на складах в Калиновке при площади 600 га хранилось 188 тыс. т боеприпасов – в основном ракеты системы залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Град». Также, судя по характеру взрыва, в Калиновке хранились ракеты к тактическим комплексам «Точка-У».

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=i6D5LutN5hg

То есть, как видим, концентрация боеприпасов на единицу площади в Калиновке выше, плюс характер этих боеприпасов серьезнее, поэтому и гасить данный пожар в разы сложнее.

Кстати, склады в Калиновке имеют довольно неоднозначную историю. В свое время (2008 г.) сюда навезли устаревших мин, ракет и других боеприпасов из воинских частей в Славуте Хмельницкой области и Брюховичах Львовской области. Если поднять местную прессу за те годы, то можно узнать, что по документам они значились боеприпасами первой и второй категории, а на самом деле были настоящим ржавым хламом. Например, на 30% ящиков, доставленных из Славуты и Брюховичей, отсутствовали крышки, и они были забиты досками; часть ракет доставили в таре, которая не приспособлена для их укладки штабелями; а на некоторых ящиках вообще отсутствует маркировка — можно было только догадываться, что в них находится…

Но уже в 2009 г., согласно украинско-американским договоренностям, началась утилизация боеприпасов 48-го арсенала с целью дальнейшей его ликвидации. Опять же, из прессы тех времен известно, что в течение 2009 г. было утилизировано (фактически – распилено на металлолом) 4 тыс. т боеприпасов, в 2010-м – 16 тыс. т, а в 2011 г. планировалось утилизировать 20 тыс. т и полностью ликвидировать данный военно-складской объект за четыре года.

К сожалению, не удалось найти информацию о том, как происходила реализация этих планов, но судя по тому, что 48-й арсенал в Калиновке достоял до наших дней, что-то пошло не так, как планировалось.

Более того, до начала пожара данные склады были основным местом хранения снарядов реактивных установок залпового огня. Теперь, в этом можно не сомневаться, львиная доля их сгорела. Стоит ли упоминать, что Украина не производит подобного рода боеприпасы, а все, что используется, использовалось или могло бы быть использовано против российского агрессора на Донбассе, — это складские запасы еще с советских времен?

То есть план врага до горя прост: лишить украинскую армию реактивной артиллерии, даже не вступая с ней в бой. А что такое реактивная артиллерия в современной войне, особенно позиционной, которая сейчас идет на Донбассе (хоть и в «замороженной» фазе), запросто расскажет каждый АТОшник. И, как бы это ни было обидно признавать, но враг этой ночью существенно приблизился к своей цели.

Как и почему такое могло случиться? Версий обсуждается и прорабатывается сейчас множество, но есть один фактор, который почти с равной вероятностью делает возможной чуть ли не каждую из них. О нем пойдет речь дальше.

Как нам удалось узнать из компетентных источников на месте, за трагедию в Балаклее наказали только двух людей: главного инженера и начальника хранения. Что же касается каких-то выводов или упреждающих мер для предотвращения повторения подобной ситуации в будущем, то по состоянию на сегодня не сделано почти ничего. До сих пор даже не отремонтированы пострадавшие от пожара и взрывов помещения персонала обслуживания складов, не говоря уже о таких вещах, как усиление охраны (при том, что там до сих пор хранятся остатки боеприпасов общим числом более половины от номинала).

Как сообщают местные, склады в Балаклее по состоянию на сегодня охраняет только один взвод и ВОХР (военизированная охрана МОУ), которые последние полгода дежурят сутки через сутки без всякой ротации и живут в палатках. Можно себе представить, какое там царит настроение и, соответственно, отношение к службе…

Хотя, казалось бы, не нужно быть великим военным гением, чтобы понимать: на четвертом году войны стратегические склады с боеприпасами и вооружением должны быть неприступными крепостями. Особенно в приграничных областях, где существует повышенный риск диверсий. А теперь давайте зададимся вопросом: если в Балаклее царит такой бардак даже после того, как там обожглись, то почему должно быть иначе на других складах? Ведь ими руководит один и тот же Генеральный штаб Вооруженных сил Украины.

А хуже всего то, что нет никаких гарантий, что этот пожар – последний в своем роде. Ведь если диверсантам (а за всеми этими пожарами буквально торчат уши Кремля) удалось в течение полугода буквально уничтожить два крупнейших склада с боеприпасами для украинской армии, то почему они должны останавливаться на достигнутом и не развивать собственный успех? Тем более что подобных, хотя и меньших по объемам, складов у нас еще хватает. В том числе в приграничных регионах, как то: 6-й арсенал в Ичне Черниговской области, 10-й арсенал в Вознесенске Николаевской области, 9-й арсенал в Оржеве Ровенской области – кстати, там как раз рядом не так давно россияне проводили военные учения «Запад-2017″…



Поділіться цим