п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

На грани: как у Порошенко собирают голоса для нужных решений «Блок Петра Порошенко» активно ищет голоса в Верховной Раде для принятия реформ

На следующей сессионной неделе депутаты займутся рассмотрением судебной и пенсионной реформ. Что касается реформы здравоохранения, то вопрос остается открытым, поскольку под необходимое решение пока не нашлись голоса в парламенте. О том, какие реформы имеют шанс быть принятыми, каковы настроения в Верховной Раде и как «Блок Петра Порошенко» ищет голоса, необходимые для принятия решений, пишет Юлия Забелина для Апострофа.

Седьмая сессия парламента началась с того, депутаты 255 голосами таки приняли реформу образования. Теперь черед за остальными – медицинской, пенсионной, судебной и, в будущем, земельной реформами.

На сегодня законопроект о медицине имеет 893 правки, к судебной реформе осталось 4000 правок, пенсионной реформе – 2100. Поэтому рассмотрение не будет быстрым, и уже сейчас во многих фракциях присутствуют разные настроения относительно названных законодательных инициатив.

Медицинская реформа

Вокруг медицинской реформы на протяжении последних месяцев продолжались самые серьезные дискуссии. Профильное министерство под руководством и.о. министра Ульяны Супрун разработало пакет законопроектов для масштабной реформы здравоохранения, которые 8 июня с большим трудом были приняты в первом чтении. Рада только с третьего раза проголосовала за «Проект «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». Тогда нашлось 277 голосов. Но это только начало.

Суть медреформы заключается в том, что предлагается фактически легализовать платную медицину в Украине. Согласно пояснительной записке, законопроект предусматривает создание перечня услуг и лекарств «гарантированного пакета», которые полностью оплачивает государство. Предусматривается полная оплата из госбюджета на уровне первичной (семейный врач), экстренной (неотложная помощь), а также паллиативной помощи.

Экстренная помощь – это внезапно необходимая операция или помощь, например, при переломе. Первичная – консультация семейного врача при простуде и меры для предотвращения болезней. Паллиативная – меры по уменьшению страданий при смертельной болезни.

Второй момент медреформы заключается в так называемом принципе «деньги ходят за пациентом». То есть, будут финансироваться не койко-места, а услуги, которые врачи будут оказывать пациентам. В этом случае пациент должен заключить договор с конкретным врачом. Соответственно, чем больше врач окажет услуг пациентам, тем выше будет его зарплата.

Еще один пункт – государство предоставит лечение участникам АТО, оплатит лечение ранений, контузий или увечий, полученных на Донбассе. Причем не важно, есть ли у человека статус участника боевых действий. Механизм подтверждения, что травма получена именно в АТО, будет определен Кабмином.

Против нововведений по медреформе выступает профильный парламентский комитет под руководством Ольги Богомолец, которая неоднократно критиковала сам проект реформы.

Кроме того, позиции по реформе расходятся у представителей всех фракций и групп парламента.

Глава фракции «Народный фронт», нардеп Максим Бурбак сообщил, что в его политсиле есть некоторые опасения по поводу медицинской реформы.

«Мы хотим, чтобы Минздрав провел больше разъяснительной работы по этой реформе. И, во-вторых, предоставил список всех законных и подзаконных актов, необходимых для осуществления реформы, чтобы мы на переходный период обеспечили качественное предоставление услуг, потому что существуют большие предостережения в обществе», – прокомментировал политик.

Во фракции «Блока Петра Порошенко» в целом готовы поддержать существующий проект медреформы, в то время как фракция «Радикальной партии» называет ее профанацией. Такого же мнения придерживаются и в «Батькивщине».

«У нас нет никакой медицинской реформы – это имитация. Главная задача этой реформы – переложить все на плечи пациентов. Но когда стало понятно, что это невозможно, осталась вторая норма о том, что создается новый орган управления – центральный – которому передаются все средства здравоохранения. Сегодня это почти 82 млрд гривен, в следующем году сумма будет больше. После того, как мы утвердили решение об автономии медицинских учреждений, когда дали возможность развиваться, чтобы деньги действительно шли за пациентом, теперь предлагается вновь централизовать все, еще в каком-то непонятном органе, которым будет управлять неясно кто. Поэтому я думаю, что это путь в никуда. Надо немедленно дорабатывать и вносить закон о страховой медицине», – заявил замглавы фракции Сергей Соболев.

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа, которую курирует лично премьер Владимир Гройсман, была принята пока только в первом чтении. 13 июля 282 депутата поддержали правительственный пакет законопроектов за основу.

Согласно законопроекту, страховой стаж, необходимый для выхода на пенсию в 60 лет, с 2018 года увеличится с 15 до 25 лет. После этого он ежегодно будет повышаться на один год и по состоянию на 1 января 2028 года составит 35 лет.

При отсутствии 25-летнего страхового стажа, но при его наличии на уровне не менее 15 лет, с 1 января 2018 года на пенсию смогут выйти граждане, достигшие 63-летнего возраста. Для этой категории граждан минимально необходимый стаж также будет ежегодно увеличиваться и к 2028 году достигнет 25 лет.

Кроме того, страховой стаж можно будет купить. Правда, речь идет максимум о двух годах.

Настроения по поводу пенсионной реформы в Раде, пожалуй, самые радужные.

В провластной коалиции со своей позицией уже определились.

«И медицинскую, и пенсионную реформы «Блок Петра Порошенко» поддерживает. Хотя у нас могут быть определенные депутаты, которые имеют свою позицию, но за это во фракции санкций нет. Поэтому, в данном случае, позиция фракции – поддержать эти реформы», – рассказал нардеп от БПП Владимир Арьев.

Такой же позиции придерживаются и партнеры по коалиции, фракция НФ. А вот в «Батькивщине» нет однозначной позиции по поводу пенсионной реформы.

«Ее очень трудно сейчас оценить. Есть фактически два ключевых элемента, причем, если они будут доработаны, каждый из них является превосходным. Первый – это снятие налогообложения пенсий работающим пенсионерам, это 15%, которые они сегодня платят. Второй – это намерение упорядочить пенсионный страховой стаж. Не может такого быть, что лицо, у которого нет и 10 лет пенсионного страхового стажа, получает пенсии из Пенсионного фонда. Это неправильно. Этого нет в самых богатых странах мира – и у нас такого не может быть», – отмечает Сергей Соболев.

Категорически не поддерживают реформу радикалы.

«Пенсионная реформа – это скрытый геноцид. Происходит повышение пенсионного возраста, хотя подают так, будто нет этого, но поднимают пенсионный страховой стаж – за счет этого поднимается пенсионный возраст. Единственное, что мы поддерживаем в этой реформе – это введение накопительной системы для молодого поколения. Это положительно. Но все остальное мы не поддерживаем. Они хотят принять закон, который требует МВФ, вот и все», – прокомментировал нардеп Игорь Мосийчук.

Судебная реформа

Обсуждение одной из самых необходимых реформ, судебной, продолжается еще с прошлого года, когда в июне ВРУ приняла изменения в Конституцию в части правосудия, а также новую редакцию закона о судоустройстве и статусе судей. Этот документ был призван начать перезагрузку судебной системы, переаттестацию судей, повышение зарплат служителям Фемиды и существенно ограничить неприкосновенность судей. Однако быстрой перезагрузки системы судопроизводства не произошло.

Больше года длился конкурс в Верховный суд Украины (ВСУ), однако, по прогнозам самих нардепов и экспертов, обновленный состав ВСУ сможет заработать не раньше конца этого года.

Сейчас в парламенте рассматриваются только правки об изменениях в ряд Кодексов Украины: №5425 (о внесении изменения в статью 23 Бюджетного кодекса Украины по бюджетным назначениям на обеспечение деятельности Конституционного суда Украины), №6232 (о внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты), №6233 (о внесении изменения в статью 540 Таможенного кодекса Украины относительно принудительного выполнения постановления органа доходов и сборов или суда о наложении штрафа).

На первоочередном рассмотрении вопросов, связанных с судебной реформой, настаивали в БПП. Однако настроения в Раде расходятся. Часть депутатов называет судебную реформу попыткой президента Петра Порошенко узурпировать судебную систему, подчинив ее себе.

«Если спорные моменты будут убраны, то радикалы готовы поддержать реформу, но только в том случае, если Порошенко не установит контроль над судами», – сказал нардеп Игорь Мосийчук.

«Реформа судейского корпуса – в ней больше профанации, чем изменений. Начиная с Верховного суда: когда вы получаете за ваши профессиональные знания лишь треть баллов, а все остальное относится к добропорядочности в баллах, то это непонятно. Это субъективный подход, и это главное, что завалило реформу… Что касается кодексов, то достаточно ознакомиться с выводами научно-экспертного управления Рады, чтобы понять, что есть десятки случаев, когда один кодекс противоречит другому. Поэтому ключевая реформа – это приведение кодексов к стандартам и другой подход к отбору», – рассуждает Сергей Соболев из «Батькивщины».

Кто проголосует

Один из нардепов на условиях анонимности рассказал, что сейчас БПП занимается активным сбором голосов под нужные власти реформы, в частности, судебную и пенсионную.

«Существует договоренность, что пропрезидентская фракция в полном составе поддержит медреформу, за которую ратует «Самопомич», а «Самопомич» – пенсионную», – рассказал собеседник издания.

В то же время представители «Самопомочи» в открытую заявляют лишь о своей поддержке медреформы, а в пенсионной и судебной находят ряд недостатков.

«Проект закона о внесении изменений во все подряд кодексы, на самом деле, не является никакой реформой. Это приведение в соответствие в связи с изменениями в Конституцию. Там нет ничего реформаторского. А есть очень много угроз в процессе, в частности в уголовном. Сейчас есть тысячи правок. Позиция фракции будет определяться после рассмотрения. А вот законопроекты, изменяющие финансирование медицинской системы, медицинских услуг, они реформаторские, потому что способны изменить качество жизни людей. Там есть замечания, но «Самопомич» последовательно поддерживала принятие этих законопроектов. Мы будем отстаивать некоторые принципиальные вещи, но поддержка наша последовательна», – сказала вице-спикер ВРУ Оксана Сыроид.

«Проект закона, который касается финансирования пенсий, опять же, ничего общего не имеет с реформой, потому что то, что он предлагает – это, с одной стороны, повышение выплат нынешним пенсионерам, но, фактически, сокращение пенсионных выплат для всех будущих пенсионеров. Это не реформа, так как этот законопроект вводит конфликт поколений. Пенсионная реформа в любой другой стране примиряет поколения, то есть, присутствует баланс между поколением, которое платит налоги, и поколением, которое живет за счет уплаченных налогов. Кроме того, это решение не предлагает аудита пенсионного фонда и пенсионных выплат. Поэтому, в нашем случае, это скорее антиреформа, и в этом есть большая опасность», – также считает она.

Что касается сбора голосов, то, по прогнозам Сыроид, власть обратится за помощью к уже проверенным небольшим депутатским группам – «Видродженню» и «Воле народу».

«Надо смотреть на нынешнюю коалицию в широком смысле. Когда нужно БПП или Петру Порошенко лично искать голоса, то они находят их всегда среди фракций, которые фактически представлены бывшими регионалами. Это и есть очень слаженная коалиция в парламенте на сегодняшний день», – считает вице-спикер.

В группе «Видродження» довольно туманно прокомментировали свои намерения насчет обозначенных реформ.

«В первом чтении мы голосовали за пенсионную реформу, за медицинскую не голосовали. По медицинской много вопросов, и я не уверен, что мы готовы ее поддерживать. Если бы голосование было сегодня, мы бы не голосовали. Но будем определяться на фракции, будем смотреть таблицу ко второму чтению. По пенсионной реформе пока не определялись. Думаю, что на фракции будет серьезная полемика. Но у нас есть ряд поправок, и, если они будут соблюдены, мы могли бы поддержать. Если раздадут за 15 минут до голосования, чтобы депутаты не смогли ознакомиться с содержанием, в таком раскладе мы не будем поддерживать», – прокомментировал представитель группы Антон Яценко.

А вот в самом БПП даже не отрицают, что занимаются сбором голосов.

«Будут найдены голоса – на грани 226-ти. Но будем делать все, чтобы найти голоса за эти реформаторские законопроекты, которые сейчас необходимы», – отметил Владимир Арьев.

Политический эксперт Анатолий Октисюк считает, что идут политические договоренности. Но, по его информации, голоса под принятие решений уже есть.

«Если образовательная реформа устраивала всех, поскольку она не затрагивала интересы бизнеса, то медицинская затрагивает представителей бизнеса, а пенсионная очень чувствительна в политическом плане. Но по медицинской реформе уже есть голоса. По пенсионной будут правки вносить, но примут. Говорят, что во имя реформ будут голосовать даже формально оппозиционные фракции», – считает аналитик.


Наша Рада
Поділіться цим