четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Kiitos Путина. Что кремлевский самодержец забыл в Финляндии Финляндия – редкая европейская страна, с которой российскому президенту легко говорить

Российский лидер Владимир Путин непросто так вызвал недоумение у жителей финского города Савонллинна, которых полиция попросила по возможности не показываться в окнах и на балконах, – пишет Владислав Гирман для Деловой столицы. – Для визита в Финляндию у хозяина Кремля были веские причины. Причем их немало.

Нужно обратить внимание на символизм. Во-первых, место встречи с президентом Саули Ниинисте не Хельсинки, а еще более приятные взору Савонллинна и гостиница Пункахарью на небольшом полуострове возле российской границы. В свое время там останавливались российские цари. Это заведение делает встречу несколько менее формальной с напоминанием об общем историческом прошлом.

Таким образом, для обывателя в РФ создается красивая картинка: на Западе Путина принимают, несмотря ни на что: финны – друзья россиянам, но не стоит расслабляться, и лучше следить за окнами. За такое и Kiitos («спасибо» по-фински) сказать не жалко, что Путин и сделал в конце пресс-конференции. Второй момент. То, что визит важен для президента РФ как средство пиара, подтверждает количество работников прессы. Финских журналистов в Пункахарью приехало около 20, российских – 25.

Такую площадку по понятным причинам Кремль упускать не может. Тем более, что без упреков Путина в Европе уже не встречают. Финляндия – другое дело. Так называемая финская лояльность объясняется сразу несколькими факторами. Первый и основополагающий – история, обусловившая особый статус отношений между Москвой и Хельсинки после Второй мировой войны.

Финляндия сумела сохранить относительную свободу действий, даже получая выгоду от своего положения – пребывая в тени не совсем адекватного восточного соседа. Выгода заключалась в том, что страна стала своеобразным мостом между социалистическим гегемоном и капиталистами Европы, при этом выстраивая свое социальное государство. К тому же Хельсинки мог пользоваться благами оборонных отраслей по обе стороны «железного занавеса». Финны в плане поддержки обороноспособности всегда действовали разумно, потому-то не распустили сухопутные войска, как шведы в 90-х.

Вот вкратце базис, формирующий сегодняшний диалог Москвы и Хельсинки. После развала Советского Союза Финляндия смогла сохранить свой нейтралитет, который «докручивают» до лояльности. На самом-то деле финны, не являясь членами ЕС, четко придерживаются курса Брюсселя. Их цель – усиление блока, и евроскептицизм в стране Суоми не в чести. И для достижения этой цели Хельсинки продолжает успешно использовать свой опыт кулуарной дипломатии. Вспомнить хотя бы «план Ахтисаари» по урегулированию конфликта вокруг Косова, предложенный бывшим президентом Финляндии, спецпредставителем генсека ООН по этому направлению, который критиковала российская сторона.

Вместе с тем, финны остались тем самым мостиком между Москвой и Западом, особенно после 2013 года. Бизнес Финляндии по-прежнему хорошо зарабатывает на России. Однако при этом подмять финнов Москве не удалось. Сохраняется изящный баланс. И в этой схеме нет никакой дружбы – как бы это ни выглядело со стороны. Ведь если учесть общую границу, то можно предположить и немалое количество зараженных вирусом «русского мира», однако силы, которых с большой натяжкой можно назвать пророссийскими, в Финляндии беззубы и слабы. В то же время, украинский кризис играет огромную роль в двухсторонних отношениях РФ и Финляндии.

После аннексии Крыма и вторжения на Донбасс финны впервые начали активно дрейфовать в направлении НАТО. Хотя для до последнего времени сохранявшей нейтралитет страны вопрос этот остается непростым, не имеет однозначного ответа и им стараются не слишком-то размахивать. Всему свое время. По последним данным, членство в НАТО поддерживает примерно 30% финнов, хотя до крымских событий было вдвое меньше. Кроме того, 52-54% населения поддержат вступление в случае, если руководство страны сочтет крайне необходимым незамедлительным присоединиться к Альянсу (читай: если вдруг в Финляндии все же появятся «зеленые человечки»).

Не просто так Путин на встрече с Ниинисте резко критиковал НАТО, заявив, что Альянс был бы готов «воевать с Россией до последнего финского солдата». Он пытался «выбить эту дурь» из Хельсинки. Но, как отметил в интервью «Радио Свобода» эксперт по российско-финским отношениям Юкка Маллинен, дискуссия о членстве в НАТО в стране идет активно. «Есть у нас Партия зеленых, а в Европе «зеленые» – это обычно гуманитарии, интеллектуалы и так далее, это была самая пацифистская партия в Финляндии. А сейчас эти «зеленые» интеллектуалы выступают за членство в НАТО», – рассказал он.

Пока Хельсинки в достаточно тесной кооперации в рамках Северного оборонного сотрудничества («Северного альянса») с датчанами, норвежцами, исландцами, шведами. Не являются членами НАТО лишь последние, но и они все чаще задумывается об изменении своего статуса. Что определенно еще больше усилит Финляндию и расширит ее возможности для ведения переговоров. Хельсинки уже стал жестче говорить с россиянами. К примеру, Ниинисте отверг мнение о том, что стране приходится балансировать между США и Россией. Он напомнил об умении Финляндии в равной степени выстраивать свои отношения с другими странами. А затем перешел к вопросу санкций, по поводу которых не на шутку разошелся коллега с востока. Президент Финляндии признал, что это не безболезненный вопрос, ведь меры могут затронуть и европейские страны. Однако тут же разбил надежды россиян, прямо указав, почему собственно, Палата представителей США накануне поддержала новый пакет – Москву подозревают во вмешательстве в американские выборы.

Очень зря многие пытаются тыкать финнов носом в «дружбу» с РФ. Они на самом-то деле занимают абсолютно проукраинскую позицию и не противоречат общеевропейской политической линии. Так, когда Европарламент голосовал за ратификацию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС четверо депутатов из тогда еще безоговорочно дружественной Польши проголосовали «против», но среди финских законодателей все были единогласно «за». Хельсинки также добросовестно поддерживает все пакеты санкций относительно РФ.

При этом Ниинисте довольно резко по финским меркам затронул тему Украины, когда де-факто потребовал от Москвы вернуть Киеву пленных.

Так что, подведем итоги. Помня, конечно, же, что Финляндия – это «серый кардинал» ЕС, по весу почти сравнимая с Нидерландами, но при этом не уступающая по принципиальности Германии. Поэтому ее кулуарная дипломатия крайне редко отличается от публичной. Итак, зачем именно вертолет с Путиным прилетел? «Он, наверное, заболел», как в одной детской песенке. Что ж, отчасти, это так. Хозяин Кремля использует финнов-переговорщиков, чтобы в ответ на введение новых санкций передать свой мессидж и получить детальное объяснение будущих отношений.

Вероятно, Путин прилетел и со сделкой для Брюсселя и Берлина, учитывая, что немцы и французы были, мягко говоря, недовольны процессуальной составляющей нового пакета санкций США. В сферу интересов президента входит забота о «финских гражданах» из России с многомиллиардными состояниями, которые страдают от санкций – вроде кремлевских «кошельков» братьев Роттенберг; а также понять общее течение событий в рамках усиления военной группировки НАТО на севере Европы. Понять, как соседи готовы обороняться, если что. Финляндия, в свою очередь, донесет ему то, что нужно донести, но не больше. И нельзя не заметить, что визит пришелся именно на фоне голосования в американском Конгрессе. Безусловно, такие визиты планируются несколько месяцев, но и законодатели в Штатах собираются не с бухты-барахты, а по графику.



Поділіться цим