вівторок, 19 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Сценарии из Вашингтона»: Что может Байден непублично предлагать Путину Главный месседж Белого дома заключается в том, что Байден еще не принял никаких окончательных решений и готов к компромиссным сценариям. Примечательно то, что все эти сценарии весьма унизительны для Путина

Директор ЦРУ Уильям Бернс находился в Анкаре для встречи со своим коллегой из российской разведки. Об этом сообщил агентству Reuters представитель Белого дома на условиях анонимности.

По его словам, Бернс должен передать сообщение о последствиях любого применения Россией ядерного оружия, а также поднять вопрос об американцах, задержанных в России. «Он не ведет никаких переговоров. Он не обсуждает урегулирование войны в Украине», – подчеркнул чиновник, добавив, что Украина была проинформирована о поездке заранее.

В любом случае это не рядовое событие. Это первая очная встреча высокопоставленных представителей Вашингтона и Москвы после полномасштабного вторжения российских войск в Украину. Последний раз делегации США и РФ встречались более десяти месяцев назад – 10 января в Женеве на переговорах по безопасности, которые завершились безрезультатно.

О переговорах в Анкаре между делегациями США и РФ 14 ноября первым сообщил российский «Коммерсантъ». По его информации, с российской стороны в Анкару прилетел директор СВР (службы внешней разведки) Сергей Нарышкин. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил факт переговоров в Анкаре, но отказался раскрывать их содержание.

Байден в роли миротворца

Встреча Бернса и Нарышкина вполне вписывается в стремление Вашингтона продемонстрировать американцам и всему миру миротворческие усилия Джо Байдена. Это важный момент, и его стоит подчеркнуть. Внутри США (от деятелей типа Илона Маска) и на глобальной арене (от «нейтральных» стран) Байден слышит немало критики в том духе, что, дескать, он должен думать не о том, как помогать Украине в войне с Россией, а о том, как побыстрее положить конец этой войне, которая угрожает вызвать глобальный продовольственный и энергетический кризис, подорвать мировую экономику и вылиться в мировую ядерную войну.

Поэтому Байден обязан играть публичную роль миротворца. Другое дело, что мы не знаем, как далеко он готов зайти в этой игре.

В начале ноября назад газета The Wall Street Journal сообщила, что советник по национальной безопасности США Джейк Салливан провел конфиденциальные телефонные переговоры с высокопоставленными российскими чиновниками, направленные на снижение риска мировой войны из-за Украины. Газета добавила, ссылаясь на анонимного представителя Белого дома, что 4 ноября Салливан в ходе своего визита в Киев «обратился к руководству Украины, призвав его публично заявить о своей готовности урегулировать конфликт».

13 ноября та же газета рассказала новые подробности – на этот раз ссылаясь на двух европейских дипломатов. По их словам, «Салливан рекомендовал команде Зеленского начать думать о своих реалистичных требованиях и приоритетах для переговоров, включая пересмотр заявленной цели Украины о возвращении Крыма, который был аннексирован в 2014 году».

Впрочем, как рассказала газета The New York Times 10 ноября, в правительстве США возникли разногласия насчет того, следует ли оказывать давление на Украину. Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли настаивает, что украинцы должны попытаться закрепить свои достижения за столом переговоров, но другие высокопоставленные чиновники сопротивляются этой идее, утверждая, что ни одна из сторон не готова к переговорам и что любая пауза в боевых действиях только даст Путину возможность перегруппироваться.

Об Украине без Украины?

Оценивая все эти заявления, не стоит забывать, что одним из главных их адресатов является Кремль. Белый дом как бы демонстрирует Путину и его окружению, что возможны разные варианты. И главный месседж заключается в том, что Байден сейчас еще не принял никаких окончательных решений и готов к компромиссным договоренностям.

В этой связи интересны многочисленные «утечки информации», появившиеся в российских ТГ-каналах, считающихся антипутинскими. Суть в том, что Путин через разных посредников предлагал Байдену договориться – и якобы получил встречные предложения. Появилось уже несколько разных «сценариев из Вашингтона». Достоверность их, конечно, сомнительна, но можно предположить, что мы видим проявление информационной войны между разными башнями Кремля. Примечательно то, что все эти сценарии весьма унизительны для Путина.

Например, одно из «предложений мира» имеет следующие контуры. Россия выводит войска со всех оккупированных территорий, кроме Крыма. Сухопутная граница России и Беларуси с Украиной – демилитаризованная зона глубиной 100 км (без российских тяжелых вооружений). Крым – демилитаризованная зона полностью (только стрелковое оружие), Черноморский флот РФ покидает Севастополь, однако статус Крыма «выносится за скобки» на семь лет. Также Россия получает гарантии невступления Украины в НАТО в течение семи лет.

Или – Путин уходит в отставку, новый руководитель выводит войска с украинской территории, золотовалютные резервы РФ, арестованные на Западе, передаются ООН и расходуются на восстановление Украины. Выгода Кремля может быть в том, что тогда он избежит международного суда над Путиным и другими военными преступниками, конфискации имущества российских олигархов, наложения на Россию обязательства выплачивать денежные репарации Украине, и с России будут сразу сняты все западные санкции.

Нельзя исключать возможности того, что подобные сценарии дискутируются между Вашингтоном и Москвой. Очевидно, что такие предложения, при попытке их реализовать, взбесят общество и в России, и в Украине. Поэтому возможны два варианта дальнейшего развития событий.

Пессимистичный для нас вариант заключается в том, что США могут одновременно шантажировать обе стороны, подталкивая к компромиссу. Вашингтон может давить на нас угрозой сокращения военной поддержки. А на Кремль – угрозой усилить военную помощь Украине.

Оптимистичный вариант заключается в том, что Байден будет играть в эту игру ровно столько, сколько Путин будет торговаться. А затем сообщит лидерам Китая, Индии и других «нейтральных» стран, что он сделал все, что мог, однако Путин не согласился на компромисс, поэтому остается один выход – усилить помощь Украине, чтобы побыстрее покончить с этой войной.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим