Политической сенсацией стало задержании кума Путина Виктора Медведчука в результате спецоперации СБУ, о чем первым сообщил Владимир Зеленский вечером во вторник. Глава СБУ Иван Баканов поблагодарил следователей и контрразведчиков, которые «провели эту молниеносную и опасную многоуровневую спецоперацию по задержанию пока народного депутата Медведчука». Баканов подчеркнул, что «предатель не уйдет от наказания и будет отвечать по закону Украины. По всей строгости, за все преступления, к которым привели его личные действия в том числе».
Впрочем, Зеленский в видеообращении к народу сообщил о возможности иного сценария. Он заявил, что Медведчук «подпадает под правила военного времени», и предложил РФ «обменять этого вашего парня на наших парней и наших девушек, которые сейчас в российском плену».
Чтобы оценить, какой из двух сценариев — Баканова или Зеленского — более выгоден с точки зрения интересов Украины, нужно разобраться в том, какую ценность могут представлять показания Медведчука для наших следователей и для врага.
Новый Цемах
Первая аналогия, которая вспоминается, это история с террористом Владимиром Цемахом, который в июне 2019 г. был захвачен украинскими разведчиками на оккупированной территории Донетчины и вывезен на свободную территорию. Цемах мог дать свидетельские показания о том, как российские оккупанты в июле 2014 г. сбили над Донетчиной малазийский Boeing 777, на борту которого находились 298 человек. Однако вместо этого Цемах был передан России в рамках обмена пленными.
Медведчук теперь может стать Цемахом-2. Если его передадут России, это и его самого избавит от наказания, и затруднит наказание других видных членов пятой колонны Кремля в украинской политике, о деятельности которых Медведчук мог бы многое рассказать следователям и затем свидетельствовать на суде.
Напомним, что Медведчук — не просто нардеп от ОПЗЖ. Он возглавлял политсовет и стратегический совет этой партии и контролировал множество местных структур ОПЗЖ и их депутатских групп в местных советах. Кроме того, Медведчук имел собственных боевиков в лице организации «Патриоты — За жизнь», которую возглавлял нардеп Илья Кива (сбежал из Украины в конце января). А роль молодежной структуры Медведчука выполняла пресловутая Партия Шария. Также под опекой Медведчука действовал целый ряд «общественных деятелей», «журналистов» и «политологов» типа Михаила Погребинского (сбежал из Украины в начале апреля), которые продвигали в украинском информпространстве кремлевские нарративы.
Короче, Медведчук возглавлял большую пирамиду пророссийских структур и деятелей. Многие из ее участников не просто исповедовали пророссийские взгляды, но и вели антиукраинскую деятельность. Не просто ждали российских танков, но и помогали их приходу, фактически работали вражескими шпионами и наводчиками, а также снабжали оккупантов списками украинских активистов.
Конечно, многие из этих деятелей уже достаточно проявили себя, но немало, наверное, и тех, кто действует тихо. Прежде всего, это касается людей Медведчука в структурах исполнительной власти в центре и на местах, в исполкомах горсоветов и так далее, кто не афишировал свои связи с Медведчуком, а скрытно выполнял полученные задания.
Можно предположить, что у следователей есть разные способы разговорить Медведчука, особенно ввиду того, что он должен содержаться в следственном изоляторе. И обещание смягчения наказания тоже может сработать. В конце концов, сейчас важнее все-таки не то, чтобы кум Путина получил когда-нибудь максимальный срок (суд — дело долгое). Сейчас важнее максимально быстро вскрыть всю структуру пятой колонны Кремля в Украине. Но эта задача несовместима с идеей отправить Медведчука в Россию.
Загадочное бегство
Сама история с бегством Медведчука тоже вызывает вопросы. Как известно, с мая прошлого года он находился под круглосуточным домашним арестом по подозрению в госизмене и покушении на разграбление национальных ресурсов. В октябре добавилось еще одно подозрение — в госизмене и содействии деятельности террористической организации. Почему до сих пор ни одно из этих двух дел не передано в суд — это первый вопрос.
За пять дней до полномасштабного российского вторжения жена Медведчука Оксана Марченко уехала в Беларусь, а 22 февраля опубликовала видео из Москвы. 21 февраля стало известно, что из имения Медведчука, где он должен был находиться под домашним арестом, вывозят вещи. Тогда же адвокат нардепа сообщил, что электронный браслет с Медведчука сняли еще осенью прошлого года. Кто это допустил — это второй вопрос. А 23 февраля Медведчук сбежал. Эта дата вычисляется однозначно из заявления Зеленского, который 12 апреля сообщил, что Медведчук «скрывался 48 дней». 12 апреля минус 48 дней — это 23 февраля.
К тому моменту все во власти знали, что Путин планирует нападение. Было нетрудно догадаться, что раз Оксана Марченко сбежала, а из их имения вывозят вещи, то и сам Медведчук попытается сбежать. Поэтому спецоперацию по задержанию Медведчука можно было организовать еще тогда, когда был известен точный адрес. Установить наружное наблюдения за имением, дождаться, когда Медведчук «станет на лыжи», задержать его, отвезти в суд и далее в СИЗО — за нарушение режима домашнего ареста. Почему это не было сделано — третий вопрос.
Цену мы видим. Медведчук уже 48 дней мог давать показания о пятой колонне Кремля в Украине. Многие вражеские агенты могли быть разоблачены и обезврежены. Жизни многих украинцев, ставших жертвами оккупантов, могли быть спасены.
Чтобы найти ответы на поставленные выше вопросы, нужны показания Медведчука. Если же отпустить его в Россию через обмен, то его пособники, скорее всего, окажутся безнаказанными.
Обесцененный агент?
Но посмотрим на это дело и с другой стороны. Какую ценность представляет сейчас Медведчук для Путина? Это очень важно, ведь от этого напрямую зависят перспективы обмена.
До недавнего времени было принято считать, что Медведчук для Путина бесценен. Но сейчас это может быть совсем не так. Есть версия, что он обесценился, ибо не оправдал возложенных на него надежд.
«Медведчуку сегодня, чтобы выжить, нужно спрятаться в украинской тюрьме. С гарантированным многолетним тюремным сроком. В РФ его обязательно ликвидируют как человека, который регулярно врал о настроениях в Украине, воровал деньги и в итоге стал одним из инициаторов войны», — высказался советник главы Офиса президента Михаил Подоляк в Twitter.
В самом деле, из Москвы в последние дни приходят слухи о том, что арестован руководитель 5-й службы ФСБ РФ генерал-полковник Сергей Беседа, отправлен под домашний арест бывший помощник Путина Владислав Сурков. Это те люди, которые вместе с Медведчуком отвечали за развитие в Украине пятой колонны Кремля.
Но если даже Медведчук представляет сейчас для Путина ценность только как источник сведений о том, кто и каким способом разворовывал миллиарды, которые Кремль направлял на свою агентуру в Украине, то это совсем не означает, что Путин не согласится заплатить за своего кума высокую цену. Хотя бы для того, что другие сведения из головы Медведчука, о которых говорилось выше, не достались украинским спецслужбам.
Юрий Вишневский / Деловая столица