Сначала процитируем скандальное заявление, которое появилось 28 ноября на официальной Facebook-странице делегации Украины в Трехсторонней контактной группе. «Украинская делегация категорически осуждает публикацию любых материалов, которые могут поставить под угрозу мирное урегулирование, жизнь наших воинов и информационную безопасность Украины. 27 ноября Юрий Бутусов выложил на личной странице в Фейсбук видео, на котором он производит выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20. Дата и место съемки не указаны», — говорится в заявлении.
«Позволяет обвинить Украину»
Итак, видео, на котором украинец где-то когда-то стреляет из пушки, настолько впечатлило делегацию Украины в ТКГ, что она публично выступила с категорическим осуждением. Это заявление на официальной странице является официальным документом. И особенно печально то, что этот документ дает Кремлю аргументы в его дипломатической войне против Киева.
В заявлении фактически выдвинуты претензии не только к Бутусову, но и к Вооруженным силам Украины: «Сам факт выполнения стрельбы из боевой пушки гражданским лицом позволяет обвинить Украину в том, что она не контролирует собственные Вооруженные силы. В условиях гибридной войны враг уже начал использовать это видео в своих пропагандистских интересах. Это повышает опасность провокационных действий со стороны российско-оккупационных войск и подконтрольных им формирований, усиления обстрелов позиций Объединенных Сил, поскольку российская сторона регулярно использует тактику обвинений на упреждение для прикрытия собственных преступлений». И резюме: публикация подобных видео «является очередным примером того, как сознательно или бессознательно можно выступить на стороне врагов Украины в информационном противостоянии».
Таким образом, вместо того чтобы защищать право всех украинцев учиться отражать российскую агрессию и участвовать в учебных стрельбах, делегация Украины в ТКГ вдруг запела кремлевскую песню о том, что нам такого нельзя.
Тройной удар от Банковой
Можно было бы предположить, что это самодеятельность кого-то из делегации, например, «слуги народа» Андрея Костина, который является первым заместителем главы делегации (он исполняет обязанности главы, пока Леонид Кравчук проходит реабилитацию после операции на сердце). Но Костин никогда не был замечен в самодеятельности, он всегда все согласовывает с Банковой (иначе ему не доверили бы возглавить парламентский комитет по вопросам правовой политики).
Кроме того, удар со стороны украинской делегации в ТКГ — не единственный. Аналогичное заявление опубликовано на официальном сайте Минобороны Украины, с точно такими же формулировками: «Категорически осуждаем публикацию любых материалов, которые могут поставить под угрозу жизнь наших воинов и информационную безопасность Украины».
В этом заявлении сообщается, что «для установления объективных обстоятельств, зафиксированных на обнародованном видео, по поручению Главнокомандующего ВСУ начата проверка фактов возможного нарушения должностными лицами служебных обязанностей и правил обращения с оружием». То есть уже начались последствия для военных, знакомых с Бутусовым.
Еще один удар нанесло Государственное бюро расследований. Оно открыло уголовное производство по факту обнародования видео, где Бутусов стреляет из гаубицы. В заявлении ГБР говорится, что хотя «видео было снято очень давно, и с тренировок, но обнародование подобных материалов наносит ущерб информационной безопасности Украинского государства и позволяет представителям государства-агрессора усиливать давление на Украину».
То есть слышим все тот же милый сердцу Кремля нарратив о том, что подготовка украинцев к самообороне «позволяет обвинить Украину». И в дополнение — последствия для военных, знакомых с Бутусовым: «Все обстоятельства публикации и записи видео выстрела из пушки, выложенного Юрием Бутусовым, будут проверены. В том числе в порядке статьи 414 УК Украины (Нарушение правил обращения с оружием, а также веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружения) и статьи 437 УК (Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны). Будут проверены также возможные должностные нарушения теми лицами, которые допустили гражданское лицо к соответствующему вооружению».
И вот что грозит нашим военным по статье 437 Уголовного кодекса: «1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны или военного конфликта, а также участие в заговоре, направленном на совершение таких действий, — караются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет. 2. Ведение агрессивной войны или агрессивных военных действий — карается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет». За видео, где Бутусов стреляет из гаубицы.
Понятно, что три совершенно независимых друг от друга органа — ГБР, Минобороны и делегация Украины в ТКГ — не могли бы синхронно отреагировать на одно и то же видео, используя одинаковые или очень похожие формулировки, если бы они не получили указаний из одного центра. Который расположен на Банковой.
Последствия для военных и гражданских
Подчеркнем, что дело не в одном Бутусове. Под угрозу репрессий попали все военные, которые позволяли волонтерам и журналистам вести какую-либо видео- и фотосъемку — причем не только на линии фронта, но и на учебных стрельбах где-нибудь глубоко в тылу. Таких уголовных производств можно заводить тысячи — достаточно зайти на Facebook-странички добровольцев и ветеранов войны с Россией.
С точки зрения имиджа Банковой в глазах военных — это катастрофа. И удар по обороноспособности, ибо это попытка возвести стену между военными и гражданскими. Этот удар особенно опасен сейчас, когда украинская, американская, английская разведки в один голос предупреждают, что Россия готовит новое вторжение.
И это удар по готовности гражданского населения Украины сопротивляться российской агрессии. Очень четко это дал понять советник руководителя ОП Андрея Ермака по вопросам стратегических коммуникаций в сфере национальной безопасности и обороны Алексей Арестович. Комментируя видео с Бутусовым, он заявил: «Если журналист сфотографировался с оружием или в форме с нашивкой — он принял сторону и больше не может быть журналистом и освещать события в конфликте. Все это касается и гражданских лиц, но в международном праве журналисты выделены отдельно, как те, кто должен соблюдать нейтралитет особенно строго».
Еще раз: советник Ермака утверждает, что журналистам нельзя принимать чью-либо сторону в военном конфликте, они должны соблюдать нейтралитет, и это касается не только журналистов, но вообще всех гражданских лиц. Если верить советнику Ермака, оказывается, что защищать страну — это дело только военных, а гражданские (особенно журналисты) должны соблюдать нейтралитет. То есть истерия вокруг видео с Бутусовым внушает нам и этот кремлевский нарратив.
И на всякий случай уточним: сам Ермак подчеркнул, что Арестович высказывает не свои фантазии, а его, Ермака, позицию. «Задача господина Арестовича — предоставить исчерпывающий ответ, чтобы противодействовать распространению дезинформации или оскорблений. Мы — единая команда, которая совместными усилиями защищает нашу страну», — заявил Ермак год назад, представляя Арестовича в качестве своего советника.
Последствия для Бутусова
В этой связи стоит серьезно отнестись к анонсированной советником Ермака угрозе в адрес Бутусова: «Бутусова заводят как сакральную жертву, уже спланировали его как очередного Гонгадзе. Такими темпами ему остается уже очень недолго — счет пошел на дни, максимум — недели. Его ликвидируют — те, кто его и накачивает». Для убедительности Арестович даже поставил рядом два фото — Георгия Гонгадзе и Юрия Бутусова.
Все это — очень плохая история. Как с точки зрения международного имиджа Украины, так и с точки зрения имиджа Банковой в глазах украинских военных, да и простых гражданских. Общее впечатление — власть съехала с катушек. Если так будет продолжаться и дальше, то последствия могут стать необратимыми.
Юрий Вишневский / Деловая столица