Во вторник парламент отправил в отставку сразу трех министров – Владислава Криклия, Игоря Петрашко и Максима Степанова. Каждого лишали должностей разным количеством голосов, больше всего, 292 голоса, было за отставку министра здравоохранения. Хотя еще в понедельник возникали сомнения, что наберутся минимальные 226. Напомним, уже экс-министр в последнее время развил значительную медийную активность в свою защиту, в его поддержку выступил Медицинский совет Минздрава, профильный комитет ВР тоже не был единодушным, отдав вопрос уволенных министров на рассмотрение всех народных избранников. Но несмотря на это, судьба Степанова была предрешена – претензии к его работе были у всех фракций парламента, отсюда и почти конституционное большинство за его отставку.
В течение «суток перед казнью» главы Минздрава начали появляться новые детали. Так, председатель партии «Слуга народа» Александр Корниенко заявил: действия министра здравоохранения свидетельствуют о том, что он хочет начать собственную политическую карьеру. Хотя еще совсем недавно за Степановым «слуги» такой самостоятельности не замечали. А на заседании профильного комитета Давид Арахамия сообщил, что между главой Минздрава и руководителем правительства Денисом Шмыгалем был конфликт. Сам участник конфликта (Степанов) сначала удивился словам Арахамии, однако все же признал: инициатором увольнения был Шмыгаль. Заметьте: о том, что за отставкой могла стоять Банковая, не говорят ни в «зеленой» фракции, ни сам экс-министр. Почему именно Банковая? Потому что Степанов в течение последнего года был «министром плохих новостей», его работа и работа всего министерства вызвала много критики (преимущественно справедливой), что негативно влияло на рейтинг власти в целом.
Отсюда предположение, что преемник Степанова, которым, очевидно, станет Виктор Ляшко, должен быть антиподом отставленного предшественника. С приходом Ляшко в Минздрав у нас, конечно, не прекратится пандемия коронавируса и вряд ли ускорятся темпы прививки, потому что информационная кампания уже провалена, однако если Ляшко найдет свои «фишечки», то будет шанс удержаться дольше, чем испытательных полгода. Главное не переборщить с пиаром и не затмить в этом деле первых лиц государства.
Это первый момент. А второй – в очень горячее кресло министра здравоохранения у нас садятся либо согласные на роль громоотвода и козла отпущения, то есть политические самоубийцы. Либо неамбициозные приспособленцы, которые занимаются собственным имиджем, пока за их спиной орудуют дельцы от медицины. Либо фигуры вроде Ульяны Супрун, которую одни люто ненавидели, а другие относились с фанатичной любовью.
Какую из ролей выберет для себя Ляшко – безальтернативный кандидат от «слуг»? Премьер Денис Шмыгаль в общих чертах озвучил, чем должен заняться новый министр: «Перед ним будут стоять очень четкие задачи и жесткие дедлайны относительно тех вещей, которые пока не выполнены министерством, но точно должны быть сделаны как можно быстрее».
Очевидно, в первую очередь речь идет об ускорении вакцинации от коронавируса. 11 мая президент Зеленский заявил, что хотел бы получить всестороннюю стратегию программы вакцинации в Украине. Кроме того, президент настаивает, что Украина должна договориться о стратегическом партнерстве с производителями вакцин, чтобы у нас было расположено их производство. То есть план работ перед Ляшко начертан.
С одной стороны, ему повезло – сейчас пандемия в Украине пошла на спад. К тому же, говорят, ему симпатизирует сам президент. С другой – никто не гарантирует, что и то, и другое надолго. Кроме того, Ляшко следует помнить, что за почти тридцатилетнюю историю независимой Украины он может стать уже 22-м (а с учетом и. о. – 25-м) министром здравоохранения и уже четвертым при Зеленском. То есть с того дня, как он сядет в министерское кресло, его начнут «снимать». Точнее, еще до того момента.
Юрий Васильченко / Depo.ua