Первым под раздачу попал «слуга народа» Александр Дубинский, которого Вашингтон назвал «частью связанной с Россией сети иностранного влияния, взаимодействующей с Деркачем». 1 февраля Дубинского исключили из парламентской фракции партии «Слуга народа», и ожидается скорое снятие его с поста главы Киевской областной организации партии.
Санкционная эскалация
Следующий, более серьезный вал существенно задел двух нардепов от ОПЗЖ — кума Путина, главу политсовета ОПЗЖ Виктора Медведчука и близкого к нему Тараса Козака. 2 февраля Зеленский провел через СНБО и тут же ввел в действие своим указом решение о введении персональных санкций по отношению к Тарасу Козаку и о блокировании телеканалов NewsOne, «112 Украина» и ZIK, которые принадлежат Козаку и пользуются славой телерупоров Медведчука. Здесь тоже ситуация продолжает нагнетаться, и это уже дало повод для вопросов, как скоро Медведчук сбежит в Москву.
Третий вал анонсирован на 19 февраля. В тот день в 16:00 должно начаться заседание СНБО. Часть вопросов будет рассмотрена в закрытом режиме, и мало кто сомневается в том, что это — вопросы, касающиеся войны на Донбассе. Соответствующая часть решения СНБО не будет опубликована. Но ожидается, что будут обнародованы те пункты решения, которыми будут введены новые санкции. Разные источники единодушно говорят, что опять, как и в решении СНБО 2 февраля, будут два санкционных списка — для физических и юридических лиц.
В список физических лиц, подвергнутых санкциям, может попасть прежде всего внефракционный нардеп Андрей Деркач — тот самый, соучастником которого Вашингтон считает Дубинского. Официальная позиция США заключается в том, что Деркач «более десяти лет является активным российским агентом, поддерживающим тесные связи с российскими спецслужбами».
Кроме Деркача, могут попасть под список около 20 нардепов из фракции ОПЗЖ — то есть, по сути, все медведчуковское крыло партии во главе с самим Медведчуком. В связи с этим отметим, что циркулирует информация о возможных юридических шагах для запрета ОПЗЖ на основании ее связей со страной-агрессором.
Что же касается санкционного списка юридических лиц, то тут две основные темы. Во-первых, говорят об ожидаемой зачистке всех бизнес-активов, связанных с Медведчуком и его окружением. А во-вторых, рассказывают, что под санкции могут попасть многие компании, которые де-факто принадлежат российским бизнес-группам, но де-юре зарегистрированы на офшорные компании или украинских посредников. В обоих случаях это будет еще и заметный (в украинских масштабах) передел рынка.
Зачем всех предупредили заранее
Секретарь СНБО Алексей Данилов объявил о готовящемся заседании СНБО еще 12 февраля — за неделю до предстоящего события. Вскоре о том же сообщил и Офис президента.
Напомним, что предыдущее заседание СНБО, по Козаку и его телеканалам, было проведено внезапно. Оно стало неожиданностью и для фигурантов, и для многих участников. А сейчас все наоборот — словно фигурантам заблаговременно объявляют: «Кто не спрятался, я не виноват».
Telegram-каналы уже сообщают пикантные подробности, например такие: «В Офисе президента ожидают очередь из бизнесменов и политиков пророссийского толка, которые постараются обезопасить свой бизнес и карьеру перед заседанием СНБО 19 февраля. Свое желание встретиться с теми или иными функционерами Офиса задекларировали более 20 народных депутатов. Также активизировались «решалы», рассказывающие потенциальным клиентам о том, что проблемы на заседании СНБО будут именно у них и только они смогут их решить».
Но есть другой, не менее важный момент. 16-19 февраля будет заседать Верховная Рада. В последнее время было много подтверждений тому, что парламентское монобольшинство умерло. Однако Зеленскому по-прежнему хочется проводить нужные ему законопроекты через парламент в турборежиме. Поэтому он заинтересован в том, чтобы, не побоимся этого слова, запугать депутатов (прежде всего тех, кому можно инкриминировать симпатии к Кремлю). Дескать, тех, кто на этой неделе проявит непослушание, подвергнем принудительной порке на заседании СНБО. Которое именно с этой целью назначено на 16:00 в пятницу, то есть сразу после завершения пленарной недели.
Шаги навстречу послам G7
В этой связи примечательно, что 12 февраля, в тот же день, когда было объявлено о созыве заседания СНБО, Зеленский внес в Верховную Раду несколько законопроектов, о необходимости которых ему еще два месяца назад заявили послы стран «Большой семерки». Напомним, что 25 января послы G7 преподнесли Зеленскому подарок на день рождения, обнародовав документ под названием «Дорожная карта судебной и антикоррупционной реформ», с конкретными шагами и сроками осуществления. Этот документ послы направили на Банковую еще в декабре, но там он затерялся под слоем пыли, поэтому послы решили сдуть с него пыль таким ураганным способом. И вот сейчас Зеленский стал демонстрировать прогресс в выполнении «домашнего задания».
В «дорожной карте» была поставлена задача в сфере административной юстиции в течение декабря 2020 г. – мая 2021 г. пересмотреть порядок рассмотрения резонансных административных дел по искам против государственных органов власти в соответствии с обязательствами перед МВФ, включая отнесение таких дел в юрисдикцию Верховного Суда или создание нового специализированного административного суда, судьи которого будут отбираться путем проведения открытого конкурса по критериям профессиональной пригодности с эффективным участием международных экспертов.
Зеленский не стал заморачиваться с созданием специализированного административного суда и внес законопроект №5067 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно подсудности дел Верховному Суду в качестве суда первой инстанции». Как разъясняет Офис президента, в случае принятия этого законопроекта все судебные споры, в которых обжалуются акты центральных органов исполнительной власти, государственных регуляторов и любого другого субъекта властных полномочий, которые распространяются на всю территорию Украины, будут убраны из исключительной подсудности Окружного административного суда города Киева (ОАСК) и переданы Верховному Суду как суду первой инстанции. Судом апелляционной инстанции в таких спорах будет Большая Палата Верховного Суда.
Такое урегулирование подсудности дел Верховному Суду в качестве суда первой инстанции сделает невозможными любые манипуляции с решениями субъектов властных полномочий, которые ранее могли провоцироваться через обжалование в ОАСК, уверяет Банковая. Кстати, Telegram-каналы, близкие к ОАСК, уже рассказывают сказку о том, что в Верховном Суде «витает идея диверсии, а именно чтобы депутаты проект закона заболтали, а лучше похоронили. Будут продвигать тезис, что нужно не передавать категории дел, а именно ликвидировать ОАСК. Для продвижения этой идеи хотят привлечь предпринимателей-активистов, депутатов из «Голоса» и некоторых «слуг народа», в общем местный сорос-актив». Однако послы G7 не говорили о перезапуске ОАСК, а именно о передаче резонансных дел в Верховный Суд. Поэтому будет, скорее всего, в точности так, как сказали послы.
Также в «дорожной карте» была поставлена задача на декабрь 2020 г. – февраль 2021 г. срочно провести реформирование Высшего совета правосудия (ВСП) как необходимую предпосылку для эффективной судебной реформы; создать независимую комиссию по вопросам этики, уполномоченную проверять действующих членов ВСП и подавать при необходимости представление об увольнении членов ВСП в органы, принимающие окончательное решение; а также ввести новый прозрачный процесс отбора членов ВСП.
Во исполнение этих рекомендаций Зеленский внес законопроект №5068 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно порядка избрания (назначения) на должности членов ВСП и деятельности дисциплинарных инспекторов ВСП». Он предусматривает обязательную проверку на добропорядочность действующих и будущих членов ВСП, а также регулирует вопросы деятельности службы дисциплинарных инспекторов как постоянного структурного подразделения секретариата ВСП. Кроме того, Зеленский внес законопроект №5069 «О внесении изменений в статью 188-32 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за невыполнение законных требований дисциплинарного инспектора ВСП».
Подчеркнем, что послы G7 требуют скорейшего реформирования ВСП для того, чтобы после этого можно было сформировать новую Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС) и запустить судебную реформу. 4 февраля послы обсуждали это на встрече с Зеленским и по итогам беседы сообщили, что они «с удовольствием заслушали амбициозные планы судебной реформы, изложенные Президентом. Они подчеркнули необходимость всесторонней судебной реформы, включительно с одновременной реформой ВСП и ВККС». А 5 февраля послы обсудили все то же со спикером парламента Дмитрием Разумковым и подчеркнули «важность и непременность комплексной судебной реформы, которая также охватывает ВСП, для развития Украины».
Словом, Зеленский и Разумков уже все пообещали. И теперь послы ждут выполнения. А чтобы депутаты (особенно из пророссийской половины парламента) не ерепенились, их уже пугают тем, что ими займется СНБО.
Чего ждет Зеленский от Байдена
Вполне возможно, что заседание СНБО 19 февраля действительно поможет Банковой ускорить начало диалога с новой администрацией США. Зеленскому, конечно, важен звонок Байдена и сам по себе. Скажем так, для самоутверждения в глазах окружения.
Но еще больше ему важны деньги, особенно сейчас, после провала переговоров с МВФ. США могут выдать Украине кредитные гарантии на один или несколько миллиардов долларов, причем без всяких меморандумов, просто в знак доброго отношения.
А кроме того, Зеленскому нужны от Байдена заверения, что в случае негативного развития событий на войне с Россией США окажут эффективную помощь. Именно этот сценарий, похоже, будет рассматриваться на закрытой части заседания СНБО 19 февраля.
Поэтому Банковая очень заинтересована продемонстрировать Вашингтону свой позитивный настрой. И сейчас Зеленский действительно способен на радикальные решения.
Другое дело, что он, конечно, обязательно постарается их использовать как инструмент для повышения своего рейтинга и вообще как оружие в политической борьбе с конкурентами. Но важно понимать, что сейчас это — второстепенный эффект. А главное — это то, чего Вашингтон ждет от Зеленского и чего Зеленский ждет от Вашингтона.
Юрий Вишневский / Деловая столица