Указ Владимира Зеленского о блокировании вещания телеканалов «112. Украина», NewsOne и ZiK основывался на решении СНБО и постановлении Верховной Рады от 4 октября 2018 года. В этих документах упоминались телекомпании, которые либо делают программы ныне подсанкционных каналов, либо их ретранслируют. Еще тогда звучали призывы закрыть одним скопом все медиа-ресурсы, которые национал-патриотические силы считают пророссийскими. Теперь, когда Зеленский своим указом заблокировал вещание трех телеканалов, его призывают запретить также телевизионных идеологических собратьев «112. Украина», NewsOne и ZiK, подтвердив тем самым, что мотивами президента является информационная безопасность, а не политические игры.
О готовности и дальше вводить санкции против телеканалов с антиукраинской пропагандой заявил секретарь СНБО Алексей Данилов. Но только после того, как «будут соответствующие документы, а не эмоции». Отметим, что согласно закону о санкциях, резиденты Украины, находящиеся на территории нашего государства, под их действие не попадают, если только нет подтверждения финансирования их деятельности страной-агрессором или связей с террористами «ДНР» и «ЛНР». По словам Данилова, решение СНБО о блокировании каналов Козака — Медведчука принималось также и на основании секретных данных, полученных спецслужбами из России. Выходит, что пока у СБУ не будет доказательств финансирования страной-агрессором других телеканалов, транслирующих у нас российские нарративы, те смогут беспрепятственно работать.
Одним из таких телеканалов считается «НАШ». Он вышел в эфир в ноябре 2018 года, то есть через месяц после постановления Рады касательно каналов Козака — Медведчука. Собственником телеканала, точнее «представителем собственника» (формально канал принадлежит его отцу), является экс-депутат Евгений Мураев, который не имеет отношения ни к ОПЗЖ, ни к Медведчуку. Хотя раньше он тесно сотрудничал с Вадимом Рабиновичем, сегодня яростно защищающим запрещенные телеканалы. Летом прошлого года появилась информация, что инвестором канала «НАШ» стал народный депутат Вадим Новинский, известный защитник УПЦ МП и ценностей «русского мира». Новинский свое участие в финансировании телеканала опроверг. Знающие люди намекают: судьба телеканала «НАШ» станет испытанием для власти, проверкой на отсутствие у нее двойных стандартов. Ведь по слухам одним из инвесторов канала явлется Ринат Ахметов.
В четверг под зданием телеканала «НАШ» прошла малочисленная, но шумная акция под знаменами «Правого сектора» при участии на время уходившего в тень активиста-националиста Евгения Карася. Участники акции обвинили сотрудников канала в работе на страну-агрессора, а в отношении отдельных журналистов звучала нецензурная брань. Попытку штурма здания пресекла полиция. Начальник полиции Киева Андрей Крищенко, комментируя это событие, заявил, что «все манипуляции и провокационные шоу будут жестко пресекаться». Акция националистов действительно напоминала шоу, игравшее на руку тем силам, которые пытаются представить блокирование каналов Козака — Медведчука как расправу над оппозиционными СМИ. Санкции Зеленского поддержали и политики из национал-патриотического лагеря, и послы стран «Большой семерки», а попытка штурма и угрозы журналистам смазали несомненный позитив решения.
С другой стороны, украинцы имеют право требовать от власти не ограничиваться только каналов Козака — Медведчука. И когда президент издает указ, секретарь Совбеза отмечает, что эти медиа занимались «информационным терроризмом», а видная представительница «слуг» Ирина Верещук в эфире того же канала «НАШ» утверждает, что его журналисты, как и сотрудники запрещенных телеканалов, не распространяют российские нарративы, у граждан возникают сомнения в искренности власти.
Данилов прав в том, что решения о санкциях готовятся долго, они должны быть документально обоснованными. Сейчас блокировать медиа с пророссийским контентом можно не только президентскими указами, но и через суд. По словам главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Ольги Герасимьюк, «НАШ» имеет не один десяток предупреждений от регулятора. Потому его можно лишить лицензии в судебном порядке. В тоже время она сделала акцент на несовершенстве закона: Украина до сих пор живет по закону о ТВ и радиовещания 1993 года. Ранее Нацсовет уже пытался через суд лишить лицензий некоторые из подсанкционных каналов, но те продолжали работать вплоть до указа Зеленского. Скорее всего, так будет с каналом «НАШ» и другими похожими по контенту. Если у их собственников не найдут российского финансирования, они останутся неприкосновенными по закону. Если, конечно, закон не поменять.
Напомним, еще в декабре 2019-го группа депутатов (в основном «слуг») во главе с Александром Ткаченко (нынешним главой Минкульта) зарегистрировали законопроект «О медиа», который в мае прошлого года парламент вернул на повторное первое чтение. К этому документу было много претензий как у медийщиков, так и у политиков. Авторов обвиняли в намерениях узаконить цензуру и ввести «черные списки» неугодных журналистов. Те же отвечали, что все это мифы, а больше всего противников закона беспокоит раздел IX «Ограничения, связанные с вооруженной агрессией». Кроме забракованного Радой законопроекта Ткаченко сотоварищи в парламенте есть два альтернативных, их подготовили депутаты «Европейской солидарности». Их законопроекты вообще застряли на этапе рассмотрения в комитетах. Проще говоря, если бы у монобольшинства хватало голосов и желания, то сегодня уже не стоял бы вопрос об отсутствии действенных правовых механизмом блокирования пророссийских медиа. Потому, когда сейчас «слуги» рукоплещут указу Зеленского, возникает вопрос, не ломают ли они комедию.
Деловая столица