Российский политик Алексей Навальный, которого называют лидером оппозиции, после отравления «Новичком» и лечения в Германии 13 января объявил о своем возвращении на родину 17 января. Обещание он выполнил. Чтобы встретить лидера российской оппозиции с должной помпой, собрались не только журналисты и сторонники, но и сотрудники правоохранительных органов, согнавших к аэропорту автозаки.
Кстати, об аэропорте. Изначально самолет, на котором летел Навальный, должен был сесть во Внуково, но в итоге его отправили в Шереметьево, где правоохранители благополучно задержали политика и доставили в полицию города Химки.
Шоу получилось первоклассным. Видимо, как и планировал Навальный. На его возвращение (и в Россию, и в застенки) обратили внимание за рубежом.
В ЕС тотчас же потребовали от Кремля отпустить Навального. С такими заявлениями выступили верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель и президент Евросовета Шарль Мишель. В Вашингтоне были несколько сдержаннее. При чем обе стороны –уходящая администрация Дональда Трампа и «приходящая» команда Джо Байдена. Позицию США по этому вопросу озвучили госсекретарь Майк Помпео и будущий советник по вопросам нацбезопасности Байдена Джейк Салливан, которые задержание Навального расценили как проявление слабости Владимира Путина: мол, уверенный в себе лидер так бы не поступил и не лишал бы сограждан права политического выбора.
К слову, того же мнения, что Помпео и Салливан, придерживается и ненавистная Трампу The New York Times: Путин боится, а недовольство властью в России растет.
Еще одно издание – британская The Independent – в свою очередь сравнивает Навального с Лениным, Нельсоном Манделлой и даже Христом (сторонников, дескать, у россиянина тоже немало). Тут важно напомнить, что газета в свое время принадлежала бывшему сотруднику Первого главного управления КГБ СССР Александру Лебедеву, который вместе с сыном Евгением в 1987 г. перебрался в Лондон. Впоследствии Евгений Лебедев получил от отца медиахолдинг, а от королевы Елизаветы II 19 ноября 2020 г. с подачи премьера Бориса Джонсона – пожизненное пэрство.
Теперь газета барона Хэмптонского и Сибирского (это не стеб), как видим, активно продвигает в Великобритании образ революционера Навального. Не хуже, чем был Ленин по масштабу и последствиям его деятельности для России.
Россиянам и Западу предлагают нового Ленина
Что же. У Ульянова в биографии были страницы о различных финансовых махинациях. Есть они и у Навального.
Именно дело «Ив Роше» – дело о якобы краже братьями Алексеем и Олегом Навальными 26,8 млн рублей у этой компании – сегодня используют российские власти, точнее ее часть в отношении политика. Оппозиционера в 2014 г. приговорили к 3,5 года лишения свободы условно и 5 годам испытательного срока, и 30 декабря он должен был явиться во ФСИН, но не явился, поскольку решил задержаться в Германии. Теперь ФСИН за нарушение условий правил условного осуждения требует для Навального 3,5 г. реального срока в колонии.
Параллельно кейс Навального отрабатывает и Следственный комитет РФ, который в декабре сообщил о возбуждении дела о мошенничества. По мнению Следкома, тот тратил на себя деньги, полученные от доноров на свои организации.
Если внезапно эти дела не сработают, то в медийном пространстве через экспертов-юристов заинтересованные лица (о них чуть ниже) уже «обкатали» тему с государственной изменой Навального в связи с его выступлением на заседании комитета Европарламента по иностранным делам, где он рассказывал, кого из российского руководства следует подвести под санкции.
К слову, Ленина из-за его отношения к Первой мировой войне как империалистической (а ратовал он за то, чтобы она стала гражданской) современные российские историки тоже государственным изменником называли.
Башни кренятся
Навальному все время что-то в правоохранительных органах «шили». Его постоянно задерживали, но он, в принципе, всегда выходил сухим из воды. До инцидента с «Новичком» Навальный был понятным, удобным и комфортным для Кремля оппозиционером.
Он претендовал на роль лидера всей оппозиции, но им не был. После отравления Навальный оказался гораздо ближе к званию лидера. Отсюда и жесткая реакция Кремля, действующего через ФСБ. Почему ФСБ?
Начнем с того, что ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) возглавляет ныне Александр Калашников — выходец из управления «М» ФСБ, которое занимается контрразведкой и противодействует коррупции в силовых и судебных органах. Сторожа сторожей в общем. У Калашникова, как писали ранее российские СМИ, сохранились связи и с ФСБ, и со Следкомом РФ.
Т.е. сейчас мы видим, что три ведомства – ФСБ, Следком и ФСИН действуют в связке, чтобы «потопить» Навального.
На противоположной стороне находятся, собственно, те, кто помог Bellingcat и болгарскому журналисту Христо Гроздеву вывести ФСБ на чистую воду в деле отравления Навального. Да, расследователи набили руку на разоблачении российской агентуры и преступлений Кремля, но далеко не всю информацию можно выудить из соцсетей. Следовательно мог быть кто-то, кому выгодно было «прославить» ФСБ так же, как ранее прославилось ГРУ, когда ее сотрудников уличили в отравлении «Новичком» Скрипалей в Британии и болгарского бизнесмена Емельяна Гебрева.
Это вполне может быть еще один «спецслужбист» – Сергей Нарышкин, глава Службы внешней разведки РФ, который в отличие от Путина или Шойгу не столь токсичен. И для Запада, и для россиян.
ФСБ же, переборщив с отравлением Навального, не имеет иного сценария для него, как закрыть на некоторое время где-нибудь.
Сам политик мог бы стать реальным новым лидером оппозиции, а в будущем, возможно, и России, если бы не злополучные трусы, измазанные «Новичком». Теперь на вершину горы ему путь заказан. Он стал удобным инструментом в борьбе между спецслужбами РФ и «башнями Кремля» за оставшиеся ресурсы и средства, а также за перспективу выхода из изоляции, куда российские элиты загнал ФСБшный режим Путина. «Башнями», которые рассчитывают увидеть конец изоляции и просто ведут борьбу за власть, демонизируя при этом опору Путина ФСБ, и Шойгу – Минобороны.
Между прочим, на следующий день после того, как Навального задержали в Шереметьево, Гроздев анонсировал публикацию нового материала – «бомбы», как он выразился, – о сотрудниках Федеральной службой безопасности, которые были своего рода «эскадроном смерти» и ликвидировали неугодных.
Примечательно и то, что само возвращение Навального и новая «бомба» случились под инаугурацию Байдена. Явно с той целью, чтобы его оппозиционная борьба с «Центром» выглядела еще более оппозиционной.
Ну, и чтобы придать букету самой инаугурации российских ноток, перенести акцент на двусторонние отношения и создать ощущение возможных грядущих изменений в лучшую сторону, когда удастся потеснить Шойгу и Путина.
Владислав Гирман / Деловая столица