Бельгийские гражданская и военная службы разведки — Служба государственной безопасности (VSSE) и Служба разведки и безопасности Генштаба ВС Бельгии (SGRS) — опубликовали доклад, посвященный использованию Россией темы коронавируса в кампании по дезинформации, причем с задействованием местных радикалов и сепаратистов, в частности франкофонов.
В докладе упоминаются следующие группировки, организации и сайты: Knights of Flanders («Рыцари Фландрии», ультраправая); Nation («Нация», ультраправая); Squadra Europa («Европейская команда», ультраправая); Parti National Européen (Европейская национальная партия, национал-большевики, основана экс-членом неонацистской Federation d’action nationale et européenne (FANE); лево-анархистский сайт Indymedia Bruxsel.
«Рыцари» распространяли фейк о том, что коронавирус якобы появился на свет из вакцины от гриппа (привет антипрививочникам). Nation и Parti National Européen сосредоточились на мигрантах и беженцах. К примеру, первая утверждает, что богословы якобы призывают мусульман с Covid-19 кашлять на «неверных». А национал-большевики ополчились против центра для беженцев в Мускроне, который, мол, стал очагом заразы и его следует закрыть.
Вышеуказанные «ЛОМы» также не прошли мимо конспирологических теорий, взятых ранее на вооружение Кремлем, об искусственном происхождении коронавируса — якобы был разработан то ли в Китае, то ли в других странах (в частности, в США).
Вместе с тем группы активно продуцируют тезисы о неподготовленности бельгийской системы здравоохранении, если даже не о преступных намерениях властей, которые, дескать, пугали население дефицитом средств индивидуальной защиты, чтобы протолкнуть законы с жесткими ограничениями или же с целью снизить количество пожилых людей в стране.
Понятное дело, что такого рода дезинформация добавляла головной боли правительству в борьбе с распространением коронавируса, поляризовала общество и способствовала панике. Идеальное состояние для того, чтобы подтолкнуть напуганных людей к радикальным действиям. Чем и занимались владельцы сайта Indymedia Bruxsel, призывая нападать на полицейских и сотрудников пенитенциарной службы, покуда те заняты Covid-19.
При этом отдельные группировки, подчеркивают в бельгийских спецслужбах, также использовали пророссийскую риторику и в духе кремлевской пропаганды нахваливали действия Москвы, в том числе — касаемо «гуманитарной помощи» той же Италии.
Mafia russa
Собственно, само по себе это явление или, если угодно, тенденция отнюдь не экстраординарны. Фейкотворчество давно уже стало визитной карточкой режима Владимира Путина (да и его самого). В целом и в отношении пандемии в частности.
Так, еще в феврале появился отчет Центра глобального взаимодействия, отвечающего в Госдепе США за борьбу с дезинформацией, согласно которому кремлеботы и СМИ разгоняют вышеописанные фейки о Covid-19 в соцсетях.
Спустя месяц свой доклад с аналогичной оценкой и описанием деятельности российских пропагандистов опубликовал Отдел стратегических коммуникаций Европейской службы внешних действий (EAS).
Впрочем, не только расколом и хаосом движим Кремль. Дезинформация и гуманитарные интервенции России — это лишь прелюдия к дальнейшему вмешательству во внутренние дела Европейского Союза.
В докладе бельгийских спецслужб о вмешательстве РФ содержится очень важное предостережение о попытках «иностранных сил» воспользоваться текущей кризисной ситуацией для скупки бизнеса. Прежде всего речь идет о компаниях, работающих в сфере высоких технологий, до которых Россия отчаянно пытается дорасти.
Да и не только Россия, но и Китай, чье правительство неоднократно уличали в промышленном шпионаже.
Нельзя не заметить, что аналогичными методами действовала в свое время итальянская мафия. Пользуясь бедственным положением тех или иных компаний, мафиози в 2008 г. направляли свой «грязный капитал» на их скупку по дешевке и оптом. Тем самым группировки расширяли как свое присутствие в бизнесе, так и, вследствие этого, влияние внутри страны.
Занятно и то, что российские ОПГ, за которыми довольно часто стоят или спецслужбы, или отдельные чиновники, имеют богатую историю плотного сотрудничества с итальянской мафией. Вместе со своими «коллегами» из ндрангеты, к примеру, российский криминал проводил инвестиции в различные проекты в Италии.
При этом, как в случае с мусоросжигательным заводом в Джойя Тауро, использовались средства, отмытые через офшоры, взятки российским чиновникам, полученные ими в ходе сделок по продаже военной техники и участию в тендерах.
Да и интересы Кремля порой отстаивают люди с крайне сомнительной репутацией. Вроде «адвоката» и графа Козоле Александро Марии Тирелли, который, как оказалось, был другом киллера Джона Хаиро Веласкеса (или Попая), работавшего на наркобарона Пабло Эскобара, о связи Путина с которым говорено уже многократно. С подачи Тирелли после предоставления Россией Италии «гуманитарной помощи» в информпространство внедрили тезис о необходимости в связи с пандемией отменить антироссийские санкции.
Такие контакты и совместные прожекты красноречиво характеризуют руководство России. И Кремль, и итальянская мафия действуют одинаково: это хищники без морали и ограничений.
Скупка бизнеса, о которой предупреждают VSSE и SGRS, в свою очередь обусловит дальнейший рост влияния Москвы на Евросоюз. Это значит, что будет больше купленных политиков и чиновников, больше «экспертов» и «активистов», будет интенсификация прокремлевской и антисанкционной кампании. И, конечно, будет больше хитроумных «темных» схем по отмыванию денег через новоприобретенные компании.
Да, в контексте скупки бизнеса российскими структурами через подставные лица и организации можно было бы возразить: «Нефть дешевеет, экономика на грани коллапса. Денег у них мало. Много не скупят».
Однако важно также помнить, что на такие цели российский режим деньги всегда найдет. Соберет мзду с еще живых олигархов, в крайнем случае докинет из своих тайных «общаков», но с большей долей вероятности, европейские компании будут покупать за налоги российских граждан. Если, конечно, в ЕС не сделают правильных выводов, а бельгийские спецслужбы, которые уже сталкивались с российским вмешательством, не ограничатся докладами.
Владислав Гирман / Деловая столица