Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что вскоре, наверное, удастся установить мир во всем мире. Ну, не так чтобы совсем мир – а временное перемирие. Исключительно на период коронавирусной пандемии. В рамках поддержки призыва генсека ООН Антонио Гутерреша о глобальном прекращении огня.
По словам французского лидера, ему удалось получить несколько голосов постоянных членов Совбеза ООН. Среди тех, кто уже согласился на предложение – Китай, США и Великобритания. «Президент Си Цзиньпин подтвердил свое согласие со мной… Президент Трамп подтвердил свое согласие со мной. Премьер-министр Борис Джонсон подтвердил свое согласие со мной. Я думаю, что президент Путин тоже точно согласится», – заявил Макрон.
Впрочем, подтверждения готовности присоединиться к инициативе со стороны России пока нет. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что российские дипломаты «работают над вопросом» и, когда будет достигнуты какие-либо результаты – он обязательно всем об этом сообщит.
Идея глобального перемирия, с какой-то точки зрения, в последние дни витает в воздухе. Еще в конце марта Украина через ОБСЕ обратилась к России с требованием обеспечить перемирие на Донбассе из-за угрозы эпидемии коронавируса COVID-19. «Коронавирусный мир» заключили между собой повстанцы-хуситы и власти Йемена. Да что там – даже уличные банды в Кейптауне согласились отложить насилие до момента окончания эпидемии. К прекращению огня призывает ООН, папа Франциск, и многочисленные моральные авторитеты.
При таких условиях, казалось бы, мировые государства – члены Совбеза – просто обречены согласиться на глобальную мирную инициативу. И, не исключено, они с этой идеей согласятся.
Даже Владимир Путин, посомневавшись для порядка, даст распоряжение Небензе подписать имиджевый документ. Единственная проблема, что результаты подобного шага будут фактически нулевыми. Поскольку ни одна из стран – постоянных членов Совбеза ООН не ведет никакой формально объявленной войны.
Все они осуществляют «акции по поддержке законного правительства», проводят «контртеррористические операции», отправляют «гуманитарные конвои» с десятками мешков муки и десятками тысяч снарядов. А войну – нет, не ведут. Соответственно, документы о прекращении огня вряд ли повлияют на готовность вооруженных сил «бороться с террористами» – на роль которых можно назначить ровным счетом кого угодно. Или осуществлять операции «по поддержанию мира и стабильности».
Это решение, в случае подписания, совсем никак не повлияет на конфликт на Донбассе – поскольку сепаратисты не являются пока членами Совбеза, и, конечно, «никоим образом не зависимы от Кремля». Более того, Путин может попытаться отвлечь внимание от внутрироссийских проблем с коронавирусом новой эскалацией на фронте.
Не повлияет оно и на войну в Сирии, которая притихла только из-за того, что страшный удар коронавируса по Ирану временно заставил Тегеран отвлечься. А без наземной поддержки иранцев российская авиация может наносить только точечные удары по больницам и лагерям беженцев – что успешно и происходит.
«Коронавирусный мир» между хуситами и правительством Йемена продержался около двух суток. И нет никаких причин для того, чтобы в других местах планеты события развивались хоть немного иначе.
Поэтому даже если «миротворческий» документ и будет подписан, через месяц-другой реально соблюдать решение о «коронавирусном перемирии» будут разве что уличные банды Кейптауна. Которые, по сути, являются группировками безнадежно романтичных и честных людей. По крайней мере, на фоне современных мировых держав.
Тарас Паньо / Depo.ua