четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Коронавирус перемен: Что будет в мире без Трампа, Меркель и Хаменеи Критическая группа – люди старше 70, это не вирус – а просто праздник какой-то, мечта любого пенсионного фонда

Пока вы это читаете, палату в черновицкой больнице обживает первый заболевший коронавирусной инфекцией, а три десятка контактировавших с ним остаются под наблюдением.

Папа и аятоллы

Тем временем несколько миллионов людей в Китае сидят по домам в карантине, непонятно как выживая — потому что, если нет работы, то нет и зарплаты, а еще нужно подвезти продукты, даже если есть деньги на карточке, и с этим тоже есть проблемы. Однако они сидят взаперти, терпя лишения, но не выходя на улицу. Эта вынужденная безработица уже здорово тряхнула китайскую экономику, а заодно показала масштабы зависимости мира от китайских товаров, которые превзошли все мыслимые ожидания.

Но сейчас, как сообщают, число заболевших в Китае резко пошло на спад. И это странно, поскольку с лечением коронавируса все обстоит мутно и невнятно. Во всяком случае, версия о чудодейственном арбидоле вызывает большие сомнения и очень похожа на троллинг и стеб китайских врачей над российскими разработчиками. Есть подозрение, что держать масштабный карантин у китайцев просто нету больше сил.

Реакция в мире на коронавирус Covid-19 тоже очень странная, несоразмерная масштабам эпидемии. По официальным данным, заражено 89 тыс. человек, из них в Китае — около 80 тыс. Умерло, опять же, по официальным данным, — 3044, да, цифра растет, но пока чуть больше трех тысяч. Критическая группа — люди старше 70, это не вирус — а просто праздник какой-то, мечта любого пенсионного фонда. Особенно если в процессе дальнейшей мутации его предпочтение к этой возрастной группе станет еще большим. Хотя, с другой стороны, в этой возрастной группе и без вируса большая смертность.

Около 45 тыс. заболевших уже выздоровели. Так, во всяком случае, говорят официально.

При этом в карантин загнано несколько миллионов — или даже десятков миллионов человек, точных данных нет. Тема коронавируса лидирует в новостях, а риски, связанные с ним, уже анализируются в перспективе нескольких лет. Это само по себе странно, поскольку вирус — недавно возникшая химера, и ясно, что он еще будет мутировать до относительно стабильной модификации, меняя свойства в сторону большей или меньшей опасности для человека. Лекарств, что характерно, толком нет — ну, кроме арбидола, который не то чтобы лечит, а скорее не вредит. Вакцины нет. И если даже она будет — есть большие сомнения в ее универсальности для всех генетических типов людей. Самая здравая на вид рекомендация, которая пока прозвучала, — принимать большие дозы витамина С для укрепления иммунитета и усиления клеточных мембран, но, увы, она основана на устаревшей информации из истории научных заблуждений.

Утверждают также, что вирус похож на SARS, и то, что помогает при SARS (а, кстати, что помогает?), должно помогать и сейчас, а SARS, мол, изучили вдоль и поперек. Насколько хорошо? Как раствор Мэнникона в рассказе Ирвина Шоу?

Несмотря на этот бешеный оптимизм, с лекарствами по-прежнему царит неопределенность. Зато есть тест, якобы уверенно устанавливающий факт заражения коронавирусом. Эпидемии в России нет — опять же, по официальной версии, и это при ее связях с Китаем, людских потоках через границу и перманентном российском бардаке. Случаи заболевания в Европе — единичные, все заболевшие отлавливаются и помещаются на карантин — опять же, по официальным данным, и тоже как-то слабо в это верится, учитывая, что ручеек беженцев перекрыть до конца невозможно. Что ни возьмешь в этой истории — все сомнительно, не сходятся решительно все детали.

И вот уже слышны версии, что никакого вируса нет, а есть обычный грипп, который тоже меняется от сезона к сезону, а в придачу к нему есть большая паника, раздуваемая с корыстными целями. Но тут в карантин попадает Римский Папа, причем до сих пор непонятно, есть ли у него именно коронавирус или нет. Официального ответа папской канцелярии нет, но, судя по характерному сухому кашлю Папы во время публичного выступления, скорее всего, — да, у него коронавирус, пока на ранней стадии. Ведь именно от него умер бывший иранский посол в Ватикане Хади Хосровшахи, хотя нет, связь здесь отсутствует — и Папа уже не тот, и 81-летний посол давно ушел на покой.

От Сирии до Украины

Впрочем, из Ирана сообщают, что там умер от коронавируса 71-летний  топ-менеджер режима — член Совета целесообразности Мухаммад Мирмохаммади. Совет целесообразности — это совещательный орган при верховном правителе ИРИ аятолле Али Хаменеи, утрясающий его споры с парламентом, то есть его члены довольно высоко стоят в иранской иерархии.

Им там что, союзники арбидол зажали? Или покойный Мирмохаммади просто всех чем-то сильно достал, отчего и умер, а смерть списали на коронавирус, просто чтобы закрыть вопросы о ее причинах и не подпускать к телу патологоанатома? Но нет, вроде бы непохоже на это, сообщают, что еще шестеро высших чиновников в Иране больны. Не поверили в коронавирус и не приняли мер безопасности? Ладно, допустим. Хотя и очень странно, если это так. Люди при власти обычно трепетно относятся к своей жизни — вон, Путин даже возит с собой персональный бронированный сортир, чтобы его в нем из гранатомета не замочили, а то желающих набралась уже немалая толпа.

А как, кстати, Папа перенесет заболевание? В том числе и из соображений ротации кадров? Сколько пап сменилось при Путине? Если кто не помнит, то уже трое, включая нынешнего, Франциска. Ничего себе у них там ротация на Святом престоле, да?

А еще есть подозрение, что масштабы эпидемии в Иране сильно преуменьшены. Во всяком случае, если судить по официальным данным, то смертность от коронавируса в Иране — в районе 4,4% при общемировом показателе в 1-2% и относительно молодом в массе своей иранском населении, и это крайне странно. Хотя, кто их знает, там сейчас очень специфичная медицина, и вирус лечат в основном методом коллективного целования стен мечетей. Опять же — как передают в теленовостях.

И тут мы вспоминаем про Сирию и про то, что Реджеп Эрдоган заявил, что не сможет больше сдерживать поток беженцев в Европу: раньше мог, а теперь все, выдохся. Заявил он это — ну, просто совпало так, после того, как, отвечая на вопрос о том, поддержит ли НАТО Турцию в ее сирийских разборках с Асадом (как мы помним, России-там-нет), генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал Россию и Сирию прекратить наступление на провинцию Идлиб, заявил о солидарности Альянса с Турцией, но вместе с тем сказал, что НАТО уже оказывает Турции значительную политическую и практическую поддержку и постоянно изучает, что еще можно для Турции сделать. В общем, как-то неконкретно ответил. И тогда Турция стала потихоньку приоткрывать кран, снимая препятствия на пути беженцев. Греция немедленно ощутила это — и как греки ни пытаются сейчас сдержать этот поток, он все равно будет просачиваться сквозь любые кордоны, и этот процесс будет набирать силу.

А Сирия граничит с Ираном, откуда, в том случае, если целование стен мечетей окажется менее эффективным, чем арбидол, через нее и до самой Европы тоже хлынет поток беженцев. И неважно, что от Ирана до Европы через Сирию и Турцию довольно далеко. Это для человека далеко, а для вируса, передающегося от человека к человеку, не так чтобы очень. И тогда Европу накроет эпидемия следом за Китаем.

Что при этом будет с Украиной, можно судить уже по тому, насколько бескомпромиссно готовым оказалось наше, уже бывшее, правительство к приему украинских граждан из Китая, и как вдумчиво, тщательно наступив на все грабли — ни одних не пропустили, оно организовало карантин. Возможно, после сессии Рады под благовидным предлогом («депутаты начхали») кто-то из министров укроется в карантине, как это сделала министр здравоохранения. Это, кстати, неплохой лайфхак: в карантине, пока эта форма изоляции будет существовать, больше шансов получить лечение — ну, какое есть, но это лучше, чем ничего, а при некотором везении можно вообще не заболеть.

Президент… тут я не знаю даже. Возможно, улетит в Оман с частным визитом. А что: в Омане вроде бы коронавируса пока нет, маршрут уже натоптан, опять же, там новый султан, есть повод познакомиться.

Но это ладно, это все внутренние проблемы Украины. А в мире-то что будет?

Чистка лидеров

А в мире, похоже, будет еще веселее, тем более на волне паники, которая уже сегодня информационно подготовлена. Кстати, 1-2% смертности на фоне способности вируса мутировать и неясной ситуации с лекарствами — это не так чтобы мало. Помноженная на панику, волна коронавируса даст возможность для введения чрезвычайных мер всеми правительствами, которые смогут под шумок решать свои собственные задачи, например, бороться со всякой зловредной оппозицией и отправлять умников на карантин в местное министерство любви. Ведь если в стране эпидемия и чрезвычайное положение, то, сами понимаете, тут и особых аргументов не надо, отправили — и отправили, в интересах общественной безопасности.

Но накроет и политиков — куда ж без этого? И мировая политическая геронтократия — а средний возраст лидеров развитых стран и кандидатов на их место сейчас стал уже сильно за 70, — резко помолодеет, достигнув среднего возраста если не Христа, то по меньшей мере среднестатистического не-лоха.

Такая смена элит, когда старые кадры, пусть не шибко компетентные, но все-таки знавшие хотя бы азы протокола, сменятся уже совершенно раскрепощенными неофитами с разнообразными и оригинальными профдеформациями, обещает нам всем массу неожиданностей.

В одночасье выбитый верхний эшелон власти в Иране — включая Али Хаменеи и остальных геронтов, а также немало депутатов парламента (свыше двух десятков человек уже инфицированы) — дестабилизирует его почище любой революции. И даже если она не последует, массовые акции его расшатают настолько, что Исламская Республика либо вновь станет Светской, либо, напротив, чего доброго, превратится в шиитский аналог Исламского же Государства.

Скоропостижный отход от дел Ярослава Качиньского в Польше приведет к раздраю и, вероятно, дроблению правящей партии «Право и Справедливость», что вполне может означать закат нелиберальной демократии и смягчение конфликта с общеевропейской демократией и Берлином. А там, к слову, Ангела Меркель еще не закончила с подготовкой к передаче дел, вопрос о ее преемнике остается открытым, а ХДС и вместе с ним правящая коалиция переживают далеко не лучшие времена. Что объективно очень на руку все более усиливающейся «Альтернативе для Германии», которая с пониманием и сочувствуем относится к попыткам России выпрямить коленные суставы. А это уже чревато если не снятием с Кремля европейских санкций, то как минимум их полным саботажем.

Или вот еще одно измерение. Сейчас в Сирии ни одна из сторон не планирует большой войны. А теперь представим себе ситуацию, когда Меркель и Трамп выбывают из игры в связи с болезнью. Пусть даже с благоприятным исходом, но на три-четыре недели. Эрдоган, конечно, даже подцепив коронавирус, не уйдет на бюллетень, это не в его характере. Но будет рулить с высокой температурой, не располагающей к взвешенным решениям, а он и без того бывает весьма резок. За Россию можно быть спокойным — степень неадекватности обитателей Кремля такова, что никакой вирус не сделает ее большей. Но что будет, когда российская природная неадекватность войдет в соприкосновение с вирусной неадекватностью, обрушившейся на мировых лидеров?

Или вот ОАЭ, где из семи эмиров лишь двоим еще нет семидесяти лет. Остальные пятеро — в группе повышенного риска. И их внезапный уход добавит саспенса в политическую жизнь страны. А в Саудовской Аравии засидевшийся в наследных принцах Салман может получить сокращение популяции злонамеренных родственников, что здорово облегчит ему перестройку страны.

Тем временем неподалеку, в Израиле, может, наконец, закончиться цикличный политический кризис. В связи с естественным уходом на покой ключевой для него фигуры Биньямина Нетаньяху. Который, к несчастью, успеет пообщаться лично и без должных мер предосторожности с Дональдом Трампом. Как сложится президентская гонка в США без очевидного фаворита? Или без его главного оппонента из демократического лагеря (кокусы покажут, Берни Сандерс это, Джо Байден или кто-то еще), некстати пообщавшегося с группой студентов? В том числе с той миловидной девчушкой, к которой накануне прилетела бабушка вроде бы с Тайваня? За кого проголосует Америка? Оправится ли Демпартия от удара? Смирятся ли республиканцы с поражением или попытаются разыграть карту украинского вмешательства в выборы, чтобы дискредитировать «укравших победу» соперников? Сольет ли Вашингтон, увязнув во внутренних дрязгах, Восточную Европу Москве? И, вообще, признает ли за Кремлем право на вожделенную буферную зону?

Интеллект на двоих

Но и это еще не все. Все изложенное — более чем поверхностный взгляд. Мир Трампа с «Талибаном» и план ухода из Афганистана. Набирающая силу эпидемия в обеих Кореях, включая Северную, где ее якобы нет. Чудесное сочетание нескольких миллионов новых неприкаянных беженцев и вспышки коронавируса в Европе. Конфликт на Донбассе, который то притухнет, то вспыхнет, эпидемия коронавируса в ОРДЛО, которая уж там-то обязательно будет, и толпа людей, бегущих от нее куда угодно. И список этот не полный, я только начал перечислять. Во что же все это выльется?

Если говорить о сколь-нибудь осторожном прогнозе, а не о гадании на политической карте мира и ленте новостей, то нужно анализировать, по меньшей мере 100-120 факторов, притом взаимовлияющих и динамично изменяющихся в течение даже одних суток. В принципе хороший политический аналитик мог бы набросать такой список за неделю. Но за неделю ситуация изменилась бы. А если усадить работать группу специалистов, даже отличных и информированных, все утонет в согласованиях. Словом, я сомневаюсь, что даже в распоряжении лидеров ведущих государств сегодня имеются think tanks, способные анализировать нужное число взаимосвязанных факторов со скоростью и полнотой, достаточными для уверенных тактических прогнозов — с учетом скорости изменения ситуации.

Скорость — вот ключевое слово! Все дело в скорости. Задача выдавать столь сложные прогнозы настолько быстро ранее никогда не ставилась: динамика мира резко изменилась за последние примерно два-три года. Она выросла на порядок, и тактика уверенно выходит впереди стратегии. Мы находимся в зоне политической турбулентности, качественно большей интенсивности, чем это случалось раньше в обозримом прошлом, когда даже несколько случайных событий могут за сутки направить развитие мира в совершенно ином направлении. Грубо говоря, у нас есть сегодня большое число взаимосвязанных и взаимовлияющих локальных конфликтов — а война, как никакой другой инструмент, способствует быстрой политической и экономической эволюции мира, на которые накладывается ряд плохо предсказуемых, но, опять же, быстро воздействующих на ситуацию природных факторов, играющих роль рулетки в казино. И хотя они тоже имеют свои законы развития, мы их слабо знаем. И даже поняв общую логику событий, мы не успеем просчитать конкретные изменения, определившиеся после выпадения в этой рулетке того или иного номера.

Любопытно, что вся эта ситуация — прямое следствие взрывного роста информационных технологий. Мы оказались в положении героя рассказа Роберта Шекли «Опека», который, воспользовавшись доступом к информации, обеспечившей ему высокий уровень безопасности, в конечном итоге оказался ее рабом.

Вероятно, с новыми высокими требованиями к скорости и многофакторности анализа мог бы справиться мощный ИИ, соответствующим образом запрограммированный и обученный. Но таким ИИ сегодня, очевидно, не располагает ни один из мировых игроков. Можно представить, пожалуй, только две страны, способные взяться решать такую задачу: это США и Китай, но и у них на ее решение уйдут годы.

Естественно, что даже решив ее, широко делиться полученным знанием они не станут, хотя два таких ИИ, хотя бы из чувства самосохранения, а интеллект, даже искусственный, должен таким чувством обладать, наверное, организуют горячую линию для консультаций друг с другом, не ставя об этом в известность людей, а исключительно для обмена мнениями в своем узком кругу. Возможно, что к этой ситуации мир и придет уже лет через 10. А пока нас ждет очень интересное, полное событий и сюрпризов десятилетие, когда по сравнению с вирусом информационных перемен, охвативших планету, Covid-19 уже через полгода будет смотреться как незначительный пустяк.


Сергей Ильченко / Деловая столица
Поділіться цим