Пока на «супервторнике» демократы решали, кто именно из них будет достойным конкурентом действующему президенту США, Дональд Трамп решил выковать геополитическую победу.
В частности, он провел телефонный разговор с лидером движения «Талибан» муллой Абдулом Гани Барадаром. «У нас был хороший разговор. Мы договорились, что насилию нет места», – порадовал журналистов Трамп по результатам телефонных переговоров.
В разговоре Трамп называл талибов «жесткими людьми» и утверждал, что они «воюют за свою родину». Надо думать, против американских империалистов.
Этот разговор с Барадаром, который, на самом деле, формальным руководителем «Талибана» не является, стал следствием того, что США и талибы подписали соглашение, призванное вроде как прекратить почти 19-летнюю войну в Афганистане.
По условиям этого соглашения, США на протяжении следующих четырех месяцев сократят свое присутствие в Афганистане с 13 тысяч до 8600 человек. А еще за 10 месяцев выведут из страны остальную часть своих войск. Покинут Афганистан и союзники США по НАТО.
Если быть точным, то соглашений было подписано целых два – с талибами о прекращении насилия, а также с национальным правительством Афганистана о том, что будет «услышан Донбасс» – пардон, начаты переговоры с талибами. Утверждают, что за один стол с кабульским правительством сядут только после того, как из тюрем будут выпущены 5 тысяч комбатантов Талибана. На что в Кабуле говорят, что выпускать террористов, не договорившись даже о прекращении огня, они не собираются. Даже ради обмена на 1000 пленных воинов, воевавших на правительственной стороне.
«Добрую беседу» Трампа с талибами последние отметили терактом, который произошел через шесть часов после завершения переговоров. А американские военнослужащие, не испытывая пиетета к «защитникам родины» из Талибана, хорошенько вжарили по ним с воздуха в провинции Гильменд. На всякий случай написав в Твиттере, что они полностью преданы делу мирного урегулирования.
Впрочем, какими бы ни были чувства американских солдат и офицеров по отношению к политическому решению, принятому в Вашингтоне, сейчас для всех очевидно – выполнять его придется.
Как очевиден и тот факт, что талибы, которые пока так и не приняли решения даже сесть за стол переговоров с представителями кабульского правительства, войну продолжать будут – что бы по этому поводу ни говорил Дональд Трамп. И у них есть реальные шансы довести эту войну до победы. Потому что, в отличие от кабульского правительства, которое своим солдатам платит, талибы совсем не стесняются силой загонять в свои ряды жителей подконтрольных территорий мужского пола и хотя бы слегка соответствующего возраста. В конце 90-х Талибану за несколько лет удалось нарастить количество боевиков с 20 до более чем 100 тысяч – и нет никаких серьезных причин, которые бы помешали талибам повторить этот фокус. А история на тему «что будет с правительством Афганистана, которое поддерживали иностранцы, а потом ушли», часто повторяемая на протяжении последней сотни лет, имеет все шансы прозвучать еще раз.
Впрочем, все эти вещи не слишком волнуют Дональда Трампа, который точно рассчитал, когда следует объявить про «мир в Афганистане» таким образом, чтобы до выборов в США Кабул еще не упал, и «жесткие люди» из Талибана не успели показать миру все, на что они способны. А что будет потом – его уже не слишком волнует.
Единственной реальной частью соглашения с США, которую талибы, вероятно, будут какое-то время соблюдать, является отказ от помощи международным террористическим организациям, которые планируют организовать «всемирный халифат». Впрочем, если учесть тот факт, что талибы и без того активно воевали на своей территории с представителями «Исламского государства», видя в них опасных конкурентов, достижение получилось небольшим.
А еще одним результатом этой крайне досадной истории будет то, что Талибан, многократно усилившись в Афганистане, вполне вероятно, предпримет очередную попытку распространить свое влияние на среднеазиатские государства. Создав заметные проблемы как тамошним правительствам, так и России, которая их поддерживает. Но, несмотря на то, как будет выглядеть новая серия возвращения исламских радикалов, радости этот факт не вызывает.
Тарас Паньо / Depo.ua