После того, как академические обмены с США и Великобританией, которые российская разведка охотно использовала для своих целей, сильно усложнились, мишенью подобных «университетских атак», имеющих целью промышленный и технологический шпионаж, похоже, стала Австралия
Вчерашнее заявление главы австралийской Службы безопасности и разведки Майка Берджесса о «беспрецедентном» уровне шпионажа в Австралии выглядит как практически полный повтор его же утверждения, озвученного в августе прошлого года. Единственное отличие – на этот раз непосредственный руководитель Берджесса, глава министерства внутренних дел Австралии Питер Даттон, уточнил, что речь идет не только о Китае, с которым у Канберры давние и непростые отношения в этой сфере, но и о России.
Притом министр хоть и посетовал, что вражеских шпионов полно во всех сферах жизни, но прозрачно намекнул, где именно их больше всего. «Мы видим, как ученые и академики, которые приезжают, проникают в университетское сообщество с целью тайно собирать разведывательную информацию. Это наносит удар в самое сердце наших представлений о свободном и честном академическом обмене», – сказал Даттон.
В этом месте возникает резонный вопрос – почему целью технологического шпионажа стала Австралия, которая, несмотря на вполне приличный уровень университетского образования, на роль «Мекки западного хайтека» вроде как не претендует? Ответ очевиден. Волна антироссийских санкций со стороны стран Запада, которая сопровождалась сокращением консульских служб (где-то целенаправленным, а где-то вызванным российскими «контрсанкциями» в виде высылки дипломатов), привела к тому, что долговременные академические обмены между Россией и США были практически остановлены, а в случае с ЕС заметно осложнились.
Относительно Великобритании – то там «тепличных условий» для научных обменов никогда и не существовало, и то не только с Россией, а со всеми, кто не входит в Содружество. Любой, даже украинский ученый, хоть раз в жизни получавший британскую визу, запомнит это надолго. С россиянами, особенно после «солсберецкого шпиля», наверное, тоже не лучше.
И теперь ликвидировать технологическое отставание по лекалам советского разведывательного сообщества российские шпионы массово отправились в Австралию. Что не могло не остаться незамеченным местным разведывательным сообществом. Которое в 2018 году, онемев от энтузиазма и трудолюбия китайских разведчиков, протянуло через парламент страны решение о том, что промышленный шпионаж является уголовным преступлением (до того, видимо, это было административным правонарушением или как?). И сейчас, скорее всего, готовится радикально сократить количество российских, китайских и иранских «ученых» и «приглашенных лекторов» в стенах своих университетов, а также в составе работников своих хайтековых компаний.
А вообще вся эта ситуация чем-то напоминает историю с 50-х годов прошлого века. Когда третий секретарь советского посольства Владимир Петров, а в реальности советский разведчик Владимир Пролетарский, который в реальности также занимался сбором «чувствительной» политической информации и технологическим шпионажем, в обмен на политическое убежище и денежную награду раскрыл тайную сеть агентов СССР на Западе, а кроме того передал властям Австралии документы из дипмиссии. Тогда вследствие показаний Петрова-Пролетарского удалось разоблачить более чем 600 советских шпионов включительно с легендарным Кимом Филби. Не известно, удастся ли Берджессу и его людям повторить «подвиг предков». Но в том, что Австралия, хоть и довольно дружественная к мигрантам, но совсем не такая безнадежно доверчивая страна, как может показаться, российские шпионы, кажется, скоро убедятся.
Роман Федюк / Depo.ua