Ключевым днем прошлой недели для оккупированных территорий Донетчины и Луганщины стало 18 февраля, причем по двум причинам. Во-первых, с раннего утра «ихтамнеты» 2-го армейского корпуса ВС РФ впервые в этом году массированно атаковали украинские позиции в районе Золотого с применением тяжелой артиллерии, минометов и танка, в результате чего погиб один наш воин. Но получив отпор, быстро отползли как минимум с четырьмя 200-тыми, и эти свои потери тут же подтвердили сами оккупанты.
Хотя вряд ли в российской оккупационной армии стали вдруг обращать внимание на «расходы пушечного мяса», ведь цель была — испытать ВСУ и украинское военно-политическое руководство на прочность именно на том участке фронта, где совсем недавно произошло пресловутое разведение сил и средств, и эта цель, похоже, достигнута. К тому же Кремль еще и успешно протестировал реакцию мирового сообщества на возможную эскалацию на Донбассе и сделал это прямо накануне заседания Совбеза ООН, посвященного как раз годовщине «Минска-2» и инициированного той же Москвой.
Давай, Сурков, до свиданья
А, во-вторых, уже ближе к вечеру 18 февраля появился указ Путина об увольнении своего помощника Суркова, который до последнего времени считался центровым кремлевским куратором российских оккупационных администраций в ОРДЛО. Правда, сие кадровое решение не стало такой уж неожиданностью — к предстоящей своей отставке сам Сурков стал готовить публику еще с конца января, когда его ближайший подручный, политтехнолог Чеснаков объявил об уходе шефа с «украинского направления» в «глубокую медитацию».
Однако, как утверждают «сливы» различных российских телеграм-каналов (многие из которых вращаются именно в сурковской орбите), отставник не пропадет. А наоборот: он якобы уже осваивает новый кабинет в комплексе зданий путинской администрации, готовясь отвечать то ли за торгово-экономические отношения России на постсоветском пространстве, то ли за секретариат Совбеза РФ, то ли и за одно, и за другое одновременно. Впрочем, пока новая его ипостась не оформлена официально, все выглядит как в старом азербайджанском меме «Ты кто такой? Давай, до свидания». И кому-кому, как не Суркову, рожденному под фамилией Дудаев, понимать всю глубину и смысл искрометного кавказского юмора.
А тот факт, что он окончательно отодвинут от кураторства над оккупированным Донбассом, в любом случае отражается на всех его тамошних марионетках, начиная от второразрядных клерков и заканчивая главной жемчужиной в сурковской короне — «главой ДНР» Пушилиным, чью еще не снятую шкуру уже стали делить все, кому не лень. Последний аки главарь оккупационной администрации в ОРДО всю минувшую неделю продолжал «де-юре» тиражировать свои поздравления то с «днем профсоюзов ДНР», то с 23 февраля и даже победобесно запустил в Донецком оперном театре «год великой победы». Но де-факто процесс пушилинского «умерщвления», как говорится, пошел.
Массовые ФСБ-аресты коллаборантов
21 февраля с самого утра на выездах из Донецка к линии соприкосновения вдруг стали выстраиваться громадные автомобильные очереди. И разгадка пробуксовки на блокпостах боевиков не заставила себя долго ждать — уже в обед того же дня «МВД ДНР», являющееся одним из местных филиалов ФСБ, отрапортовало о настоящей облаве на «должностных лиц таможенной службы министерства доходов и сборов ДНР». Такие «следственные действия» невероятных доселе масштабов объяснялись подозрением в массовом взяточничестве при ввозе товаров на оккупированную территорию Донецкой области.
И хотя суммы взяток были пустяковыми (за все про все «таможенники» брали с донецких предпринимателей всего-то по 1-2 тыс. руб.), полицаи практически огласили приговор одновременно четырем десяткам коллаборантов: «По местам работы и проживания подозреваемых проведены обыски, в ходе которых были изъяты доказательства причастности 40 злоумышленников к оформлению почти 800 фиктивных заявлений. Своими действиями фигуранты причинили материальный ущерб в размере около 40 млн рублей».
Безусловно, в том, что «минсдох ДНР» является ничем иным, как организованной преступной группировкой, ни у кого не было и нет ни малейших сомнений — порядки безграничного мздоимства и вселенского отжатия установил в данном «ведомстве» его отец-основатель Тимофеев по кличке «Ташкент», который при «царствовании» своего приятеля-подельника Захарченко сам отжимал все, что шевелится. Но с момента ликвидации бывшего «главы ДНР» в донецком ресторане «Сепар» и недоликвидации вместе с ним «Ташкента», оперативно сбежавшего на российские просторы, прошло уже без малого полтора года.
Актуальные донецкие расклады
С тех уже достаточно далеких, как для ОРДЛО, пор «минсдохом» рулит такой себе Лавренов по более элегантному прозвищу «Тамплиер», по чьим, собственно, позициям во внутренних раскладах топ-коллаборантов и был нанесен данный ФСБ-удар. Однако в этой «тамплиерской» истории след на нем не обрывается, а идет дальше. Ведь именно Лавренов вместе с его давней знакомой, «главой МИД ДНР» Никоноровой входят в близкий пушилинский круг. По сути, эта парочка чуть ли не единственная в «правительстве ДНР», на кого может всегда рассчитывать Пушилин, для которого «минсдох» к тому же был основным «кошельком», позволяющим так откровенно жиреть не по дням, а по часам. Так что вывод напрашивается сам собой — Лубянка после окончательной отставки Суркова начала колоть его донецких протеже в самые больные места.
При этом руководить этой антипушилинской атакой поручено «главе МВД ДНР» Дикому — главному претенденту от ФСБ в согретое Пушилиным кресло. Этот персонаж непубличный, но очень активный в последнее время: именно он был вдохновителем на новогодне-рождественские праздники устраивать облавы в оккупации на граждан с украинскими паспортами и владельцев авто с украинскими номерами, что вывело на новый уровень интенсификацию российской паспортизации в Донецке и окрестностях. И чем, похоже, особо выхваляются лубянские перед Путиным.
Плюс в активе генералов ФСБ остается реальный верховод «правительства ДНР», гражданин РФ и бывший первый вице-губернатор Иркутской области Пашков. Между прочим, этот российский чиновник, присланный в Донецк из далекой Сибири, уже стал настолько знаменитым, что его фамилию на заседании Совбеза ООН 18 февраля упоминал не только украинский постпред Сергей Кислица, но и представитель Германии в ООН Кристоф Хойсген. «Иркутск, насколько мне известно, находится в России», — так немецкий дипломат подшутил над своим российским коллегой Василием Небензей, объявившим в традиционном «ихтамнетном» стиле, что «Россия не является стороной конфликта на Донбассе».
Олег Полищук / Деловая столица