Администрация Дональда Трампа начала готовиться к жизни после процедуры импичмента еще до оправдавшего президента голосования в Сенате, состоявшегося 5 февраля. Подготовка заключается не только в создании соответствующих информационных «крючков» для демократов и избирателя-республиканца, но и, судя по всему, в своеобразной правовой вендетте. На прошлой неделе ряд влиятельных американских СМИ (The New York Times, Politico, CNN, Bloomberg, The Washington Post) со ссылкой на письмо заместителя генерального прокурора Джеффри Розена, направленного 17 января главе Судебного комитета Палаты представителей Джерролду Надлеру (демократ) и члену этого комитета республиканцу Дугласу Коллинзу, сообщили о назначении координатора всех украинских дел, расследуемых прокуратурой и ФБР. Им стал прокурор Восточного округа Нью-Йорка Ричард Донахью, назначенный на эту должность еще предшественником Уильяма Барра Джеффом Сешнсом.
Согласно письму Розена прокурор из Бруклина будет «координировать» текущие дела, связанные с Украиной, а также принимать решения относительно открытия новых. Ну, как принимать решения. Все 93 прокурора, ФБР, другие правоохранительные органы при минюсте подотчетны офису Розена. То есть, прежде чем давать ход важному делу, они связываются с ним. Теперь же ради лучшей координации украинских дел информация будет стекаться и к Розену, и к Донахью в Восточный округ. Значит, Розен никуда из процесса не денется. С помощью Донахью усиливается вертикаль минюста в этом направлении. Плюс в ведомстве Барра таким образом – усиливая влияние Восточного округа – дрессируют чрезмерно, по их мнению, независимый Южный округ Нью-Йорка, который, как пишут американские СМИ, внутри прокуратуры называют «Суверенным округом».
Но прежде всего, конечно же, интеграция Донахью в систему принятия решений позволит если не прервать, то, по крайней мере, уменьшить поток утечек, а также не допустить нарушения целостности процесса расследований украинских дел в целом.
Что это за дела?
Во-первых, к таковым относится расследование, которое ведет прокурор из пресловутого Южного округа Джеффри Бреман в отношении партнеров личного адвоката Трампа Руди Джулиани – Льва Парнаса (уже сливает Джулиани следователям) и Игоря Фрумана, а также Дэвида Корреа и Андрея Кукушкина. «Квартет» подозревается в сговоре с целью скрыть схему взносов двум кандидатам на выборах в Неваде от бизнесмена из России, рассчитывавшего на бизнес-лицензию на рынке марихуаны. Парнаса и Фрумана также обвиняют в попытках скрыть свое финансовое участие в кампании предположительно конгрессмена Пита Сешнса, с которого, собственно, и началась медиакампания против Мари Йованович, уволенной с должности посла в Украине 20 мая 2019 г.
По понятным причинам адвокат Трампа нуждается в защите, ведь к нему тянутся ниточки от этой четверки. Президент не может себе позволить лишиться столь преданного и небрезгливого соратника, ставшего, по сути, теневым госсекретарем в контактах с Киевом. Следовательно, не исключено, что другой, не менее лояльный член администрации Трампа – генпрокурор Уильям Барр – хочет ввести в игру Ричарда Донахью в противовес Бреману из Южного округа.
Однако этот шаг может послужить не только защите, но и нападению. После вероятного слива дел, направленных, в сущности, против Джулиани, следует ожидать запуска расследования в отношении бывшего вице-президента США Джозефа Байдена и его сына Хантера в связи с давлением на Киев на основании собранных Джулиани фактов (уже не важно реальных или альтернативных) в ходе его турне по Киеву, Будапешту, Вене.
На это указывают несколько решений. Первое: 9 февраля сенатор-республиканец Линдси Грэм сообщил, что минюст США создал рабочую группу при участии Барра для изучения данных Джулиани относительно деятельности Байденов в Украине. Группа не следственная. Но очень даже может таковой стать. Второе: в интервью известному журналисту Джеральдо Ривере 13 февраля Трамп не только заявил, что не доверяет американским спецслужбам, но и внезапно решил признать, что отправлял своего адвоката в Киев. Хотя до этого упорно делал вид, что не в курсе, куда ездил Джулиани и зачем.
Трамп у ворот
С закрытием вопроса импичмента можно и маску снять и ею же надавать оплеух демократам через поначалу персонализированные атаки по Байденам как «слонами» лично, так и в ходе официальных расследований. Конечной целью видится максимальный ущерб репутации Демпартии, поскольку сам Байден уже не является главным кандидатом «ослов» на выборах. Он был разгромлен на праймериз в Айове (четвертое место) и в Нью-Гэмпшире (пятое место). Однако украинский кейс делает уязвимым не только его, но и всю партию, ведь сюда Трамп и его команда притягивают теорию вмешательства украинских чиновников в американские выборы. Ее давно опровергли американские спецслужбы, но… См. выше интервью Трампа Ривере.
По сути, все это очень похоже на реванш – и за Украинагейт, и за Рашагейт, потому как, по данным CNN, Барр не так давно привлек некоего федерального прокурора из Сент-Луиса для повторного изучения дела ФБР на Майкла Флинна – экс-советника по нацбезопасности, который первым спекся на контактах с россиянами. А теперь вот и назначение смотрящего за делами относительно Украины.
Минюст и прокуратура, по всей видимости, окончательно превращаются в ручной инструмент давления Трампа, как и сам Барр. К слову, недавние слухи о его отставке из-за якобы недовольства вмешательством президента тоже можно объяснить: либо Барр, хотя бы медийно, в преддверии открытия дела на Байденов пытается выглядеть не столь ручным, либо он на самом деле согласен быть таким лишь отчасти, а отставкой пугает Трампа, чтобы тот ослабил хватку. Правда, если верен второй сценарий, то Трамп – еж из известного высказывания, а отставка – голая… ну, вы поняли. Да, терять послушного генпрокурора не хотелось бы, но и терпеть его взбрыкивание президент тоже долго не станет.
Победа в Сенате 5 февраля сняла все путы с Трампа перед выборами. В том числе и относительно Байденов. Кстати, если дело таки откроют, то свершится то, чего так долго «ждали» украинские правоохранители и при Петре Порошенко, и при Владимире Зеленском, – в Киев из США направят официальные запросы с просьбой предоставить данные в рамках расследований экс-главы ГПУ Виктора Шокина по Burisma. И Зеленскому, как бы он ни пытался дистанцироваться от Украинагейта, деваться уже будет некуда. Украина официально вновь окажется втянута во внутреннюю политику Соединенных Штатов и утратит возможность дальше сидеть на двухпартийном шпагате.
А сам Шокин, безусловно, тоже еще послужит интересам Джулиани и Трампа и в качестве свидетеля (почему нет?), и для наполнения контентом американских, в особенности консервативных, СМИ. Образ жертвы ему уже создали. Причем не побрезговали откровенной, в стиле Breitbart или Washington Times, демонизацией экс-вице-президента США, который якобы мог стоять за якобы отравлением якобы ртутью бывшего генерального прокурора Украины.
Владислав Гирман / Деловая столица