На шестой год открытого военного противостояния Украины и России на восточном Донбассе, судя по всему, совсем мало европейских стран сделали соответствующие выводы об агрессивности России как соседа. В этом плане крайне показательны примеры только стран Балтии и Польши, военно-политическое руководство которых всерьез озаботилось как модернизацией своих вооруженных сил, так и их координацией в случае начала большой войны в Европе. Понятно, что им гораздо проще это делать, так как в свое время они успели вступить в НАТО.
Так, еще в прошлом году литовское правительство утвердило планы увеличения вооруженных сил страны на ближайшие десять лет с 10 900 до 14 500 человек. Также намечено увеличение добровольческих частей. Количество добровольцев сил ополчения в составе вооруженных сил возрастет на 900 человек – до 6300. До 3900 человек, должно увеличиться количество военнослужащих подготовленного резерва, которые принимают участие в учениях. При этом численность военного призыва должна вырасти всего на сто человек – до 3900.
Такие планы развития подготовлены с учетом соглашения политических партий страны о том, что в 2030 г. на оборону будет выделяться 2,5% ВВП. Сейчас оборонные ассигнования Литвы несколько превышают 2%.
Однако такие оборонные потуги меркнут на фоне Польши, которая давно стала основным стратегическим партнером США в регионе. Буквально на днях заявлением Госдепартамента США закончилась история с покупкой партии истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II. Напомним, что чуть ранее польские военные и политики заявляли о желании купить 32 таких самолета за $4,6 млрд. Теперь получено и окончательное согласие Вашингтона. Истребители будут приобретены в рамках программы по продажам вооружения иностранным вооруженным силам, которая курируется Государственным департаментом.
При этом в контракт включено буквально все – от подготовки пилотов до «расходников». При этом цена одного самолета вышла буквально божеской – около $200 млн.
Новые машины станут отличным дополнением к ранее приобретенным F-16 и смогут достаточно эффективно действовать совместно (что является крайне удачным тандемом, как показали недавние события на Ближнем Востоке).
С появлением новых американских самолетов окончательно решится вопрос со снятием с вооружения легких фронтовых истребителей МиГ-29 советского производства. В этой связи все чаще в польской прессе появляются осторожные мнения военных обозревателей, что снятые с вооружения машины можно продать (или передать, если сильно «попросят» американцы) Украине. На фоне того, что вопрос с приобретением авиатехники западного производства для Воздушных сил ВСУ ныне находится в подвешенном состоянии, то такое пополнение могло бы быть некоей временной мерой (правда, весьма неоднозначной).
Кроме кардинального обновления парка своей авиации поляки также замахнулись и на еще один весьма дорогостоящий проект. По пока неподтвержденным данным, в первой половине года Варшава объявит о тендере на поставку армии 800 новых танков с внушительной суммой в $9 млрд, которые должны будут производиться на местных заводских мощностях с 2023 г.
То есть, если эта информация близка к действительности, то Польша заменит весь танковый парк, который ныне состоит из 250 Leopard 2A4/2A5 и примерно 500 Т-72 разных модификаций – от Т-72М до PT-91 «Twardy».
В этом плане неплохие возможности открываются и для нашей военной промышленности. К сожалению, предложить готовый продукт мы вряд ли сможем, а вот отдельные элементы в виде динамической и активной защиты вполне по силам. Тем более что опыт сотрудничества в военной сфере у наших государств уже есть.
Что касается совместных планов ведения войны, то кроме размещения у себя на территории американских экспедиционных сил, польское военное ведомство серьезно рассчитывает на совместную с Литвой стратегию. Буквально на днях было объявлено, что в состав так называемого Международного штаба Северо-Восточной дивизии НАТО страны передают по одной бригаде: Gelezinis Vilkas («Железный волк») от Литвы и 15-я механизированная – от Польши.
Хотя обе бригады будут по-прежнему подчиняться напрямую своим военным ведомствам, однако большую часть времени они будут проводить в совместных учениях. Причем союзники не скрывают фабулу такой подготовки – это оборона так называемого «Сувалкского коридора». Этот участок на границе Литвы и Польши протяженностью около 100 км нередко называют ахиллесовой пятой НАТО на восточной границе Альянса. Дело в том, что этот участок на западе граничит с Калининградской областью РФ, а на востоке – с Беларусью. То есть в случае начала полномасштабной войны его захват станет первоочередной задачей российских вооруженных сил, так как контроль над ним отрезает балтийские страны от союзников по НАТО на суше.
Не стоит также забывать, что с сентября 2014 г. существует и Литовско-польско-украинская бригада (ЛитПолУкрбриг), которая с декабря 2017 г. имеет почетное наименование «имени Великого гетмана Константина Острожского». Штаб бригады размещен в Люблине. При этом от Украины в бригаде служат 560 военнослужащих, от Литвы – 350, от Польши – до 3500 человек.
Правда, последние сообщения об активности на этом направлении датированы 2018 г., когда командование бригадой было передано полковнику ВСУ Дмитрию Братишко. А учения вообще, судя по всему, проходили еще в декабре 2016 г. – на польском полигоне «Демба» «Common Challenge-16». Означает ли это, что сотрудничество в этом вопросе заморожено или просто проходит вне поля зрения СМИ, пока совершенно непонятно.
На фоне усиления активности российских военных в Калининградской области, где активно проводится модернизация вооружения имеющихся частей и развертывание новых, такие превентивные действия как Польши, так и балтийских стран не выглядят совершенно уж неоправданными. Так, например, россияне развернули (или имеют возможность достаточно быстро это сделать) тактические ракеты «Искандер» и «Искандер-М», которые составляют реальную угрозу для корабельной группировки США и НАТО в Балтийском море, а также союзным силам, которые попытаются отбить российскую атаку в «Сувалкском коридоре» с юга. Да, собственно говоря, они могут нанести удар по любой точке коридора.
Время от времени в тех же Штатах раздаются голоса военных о том, что атака РФ «Сувалкского коридора», как и атака против любой из стран альянса, не имеет никакого практического смысла ввиду наличия в документах НАТО пункта о совместной обороне. Но тут стоит напомнить, что и российская оккупация Крыма была совершенно бессмысленной со стратегической точки зрения…
Михаил Жирохов / Деловая столица