Госбюро расследований открыло уголовное производство против депутата Верховной Рады VIII созыва Татьяны Черновол. Досудебное расследование ведется из-за того, что Черновол через колючую проволоку пробралась на территорию ГБР, где проходил брифинг первого замглавы бюро Александра Бабикова, и во время выступления силовика попыталась бросить в него мобильный телефон. Конечно,сделала она это не просто так, а чтобы разоблачить высокого чиновника, устроив при этом шоу.
Дело в том, что Бабиков, толком не начав работать, уже «прославился» тем, что защищал в судах экс-президента Виктора Януковича, причем, отрицая этот факт, усугубил свое положение — неравнодушные граждане выложили подтверждающие эту пикантную подробность биографии Бабикова документы.
По словам Черновол, неизвестные в черной униформе вытолкали ее из помещения и применили силу к ней, а также к нардепу ІХ созыва от «Евросолидарности» Марии Ионовой, «каким-то бойцовским приемом» повредив ногу Черновол. В результате действия экс-нардепа в бюро квалифицируют по ч. 3 ст . 296 Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы.
Произошедшее в ГБР — только одно из похожих событий, случившихся с оппозиционерами либо просто с недовольными властью известными украинцами. Как мы помним, в октябре прошлого года нардеп от ЕС София Федына опубликовала в «Фейсбуке» совместное видео с волонтером Марусей Звиробий. В нем женщины критикуют с использованием ненормативной лексики визит президента Зеленского в Золотое Луганской области и его встречу с добровольцами.
«Ты там почаще езди, там тебя подорвут, кто-нибудь там тебя подорвет», — говорит на видео Звиробий, обращаясь к Зеленскому. «Там ненароком может взорваться граната, там бывают обстрелы», — продолжила ее слова София Федына. Практически сразу после выхода ролика «слуга народа» Александр Качура подал заявление в ГБР и ГПУ о возможном совершении преступления депутатом Рады Софией Федыной и ее подругой-волонтером из-за их высказываний о главе государства Владимире Зеленском.
В ГБР квалифицировали действия женщин по ч.1 ст.346 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за угрозу убийством, причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества, а также похищение или лишение свободы в отношении президента Украины.
Практически идентичные обвинения СБУ выдвинула известному ведущему и художнику Сергею Пояркову, который, по мнению следователей, не только оскорблял, но и угрожал убийством президенту Владимиру Зеленскому.
«Вы помните это дело, когда на видео Зеленского сбивает КамАЗ? Вы знаете, кто это расследует? Не поверите — полиция. Мое дело — та же статья, отдали расследовать Баканову. То есть никто, кроме него, не согласился брать этот бред. Я обязательно буду вас информировать», — заявил Поярков.
Поярков не раз критиковал президента. «Мы избрали невоспитанное зеленое …мо. И нам с вами его воспитывать. Если не будете исполнять мою команду — там все написано! Вы — моя прислуга! Я вас буду пороть на конюшне розгами, если вы, падлы, не будете меня слушаться. Все поняли? А ну быстро побежали исполнять!», — закричал телеведущий, якобы обращаясь к команде президента.
В среду, 29 января, состоялось первое заседание суда по делу, в результате Пояркова отпустили под личное обязательство.
Трудно не заметить, что все перечисленные выше случаи укладываются во вполне определенную картину. Нынешняя власть, похоже, вполне осознанно и системно преследует тех, кто пытается не просто критиковать Зеленского, а высмеивать его. Причем большинство преследуемых за угрозы президенту можно с большей или меньшей долей условности назвать если не политическими клоунами, то такими себе общественно-политическими фриками. При всем уважении к Пояркову и Черновол трудно не согласиться, что они всегда вели себя подчеркнуто экстравагантно. А что касается Федыны и Звиробий, которых совсем уж фриками не назовешь, то их знаменитая запись «с угрозами Зеленскому» — тоже откровенное провокационное чудачество.
В этот же ряд можно отнести и, как пишут в прессе, «профессионального политического клоуна» Олега Ляшко, который также пребывает под следствием после показательной потасовки с нардепом от «Слуги народа» Андреем Герусом.
При этом особенно примечательно то, что большинство фигурантов этого списка преследуют в уголовном порядке за шутки. Все ведь прекрасно понимают, что и Федына, и Звиробий, и Поярков в первую очередь высмеивали Зеленского. Возможно, подобный способ политической сатиры и сомнителен с точки зрения эстетики или даже с точки зрения юмора, но никаких реальных угроз там, конечно, не было.
Почему же у Зеленского так жестко и болезненно реагируют на подобную критику, когда любому понятно, что на политических или околополитических фриков правильнее всего просто не реагировать?
Ответ на этот вопрос кроется в комедийном прошлом Зеленского. Нынешний президент, хоть и обязан своему успеху на выборах политическим шуткам на грани фола, заметно комплексует из-за того, что многие до сих пор не воспринимают его всерьез и по-прежнему считают президента клоуном. Отсюда и пацанское «я не лох», и пафосные эпитеты вроде «одного из величайших лидеров современности», и особая гордость от попадания на обложку The Time. Отсюда же и такая болезненная реакция на высмеивателей, ведь они не просто критикуют президента, они его десакрализируют, возвращая в кавээновское прошлое.
А кто, если не Зеленский, знает истинную цену политической клоунаде, ведь он стал президентом не только потому, что «простой и честный парень», но и потому, что старательно высмеивал Петра Порошенко и других политических лидеров, не чураясь откровенных издевок. И теперь ему должно быть особенно обидно и неприятно, когда ему отвечают той же монетой. Так что неудивительно, что Зеленский боится шуток о себе больше, чем Виктор Янукович.
Вот только воспринимая политическую клоунаду всерьез и объявляя ей уголовную войну, от образа клоуна избавиться никак не получится.
Денис Сарбей / Деловая столица