Визит Помпео в Украину, запланированный на ближайший четверг, 30 января, может стать определяющим не только для предстоящей конференции по безопасности в Мюнхене, на полях которой возможна новая встреча в Нормандском формате (в том числе не исключены и переговоры Зеленского с Путиным), но и для непростой внутриполитической ситуации в нашей стране.
В Украине Помпео планирует встретиться с президентом Владимиром Зеленским, министром иностранных дел Вадимом Пристайко и министром обороны Андреем Загороднюком. Однако одной лишь Украиной госсекретарь США ограничиваться не намерен — он планирует из Киева отправиться в Беларусь, а далее в Узбекистан, Казахстан и Великобританию.
Американская воля к победе
Первое место Украины в списке евро-азиатского турне Помпео, конечно же, не случайно, как не случаен и конфликт Помпео с журналисткой NPR Мэри Келли, случившийся вокруг неуместных для госсекретаря вопросов о нашей стране. Разбирательство в связи с возможностью импичмента Трампа, которое теперь дошло до Сената, изрядно беспокоит Белый дом. Теоретически Дональду Трампу ничто не мешает баллотироваться в случае импичмента — и, возможно, даже победить — как независимому кандидату, если Республиканская партия откажется его поддержать. Впрочем, последнее вряд ли: любая замена будет заведомо слабее не только Трампа, но и демократического конкурента, а сливать выборы никто не хочет.
Это, однако, не отменяет необходимости пиар-кампании, которая могла бы если не затмить скандал с импичментом, то нивелировать его — в частности путем демонстрации успехов на внешнеполитическом поприще. Так, Трамп приструнил Иран и принудил к торговому миру Китай (подчеркнем: речь о медийном поле, то есть о том, что видит и слышит аудитория), а в Давосе продемонстрировал прекрасный иммунитет к левачеству от экологии. Помпео же, к слову, был настолько прямолинеен, что посоветовал его живой иконе — «блаженной Грете» — подучиться, прежде чем диктовать правительству США, что делать. В общем, команда демонстрирует и понимание целей, и волю к победе.
Но остаются незакрытые вопросы. Причем те из них, которые касаются перспектив импичмента, — то есть, в некотором смысле, личные — так или иначе связаны со стратегическими, то есть — определяющими курс Вашингтона в международных делах в целом. И Украина представляет собой как раз такой узел.
Разыграть украинскую карту
С одной стороны, попытки найти компромат на главного потенциального конкурента Трампа в демократическом лагере Джо Байдена — прямо либо косвенно, через его сына Хантера — отрицать бессмысленно. С другой — команде Трампа важно продемонстрировать, что попытки эти объясняются государственными интересами. То есть стремлением помочь союзному государству построить прозрачную и чуждую коррупции систему власти.
Отсюда, к слову, необходимость и во втором сигнале: союзников не шантажируют. Иными словами, прошлогодняя летняя пауза в выделении военной помощи Украине была технической и, что бы ни говорили демократы, военно-техническое сотрудничество развивается ударными темпами. Не случайно среди тех, с кем Помпео встречается в Киеве, будет министр обороны Андрей Загороднюк. И не исключено, что следствием этой встречи станет анонс новой поставки катеров, противотанковых, а то и зенитных (вряд ли, но мало ли) комплексов.
Правда, в последнее время Украина выглядит далеко не таким однозначным союзником США, как раньше, а явный восточный крен политики Украины накануне американских выборов Трампу, разумеется, совсем не нужен. Поэтому в Киеве Помпео придется приложить определенные усилия для сохранения Украины в проамериканской политической колее.
Тем временем украинскую власть продолжает штормить из-за постоянных интриг, а единственной откровенно прозападной частью в ней остается группа условных «соросят» — молодых реформаторов в лице премьера Алексея Гончарука и некоторых близких ему министров. Против них активно интригует группа олигарха Игоря Коломойского, что не так давно — после обнародования скандальных «пленок Гончарука» — едва не привело к отставке Кабмина.
К тому же аккурат к визиту Помпео в Украине раскачивают новый политический скандал. Директор НАБУ Артем Сытник, считающийся американским ставленником (чье реноме, правда, в глазах американцев, а особенно республиканцев, изрядно подпортилось решением суда о признании директора НАБУ виновным в совершении коррупционного правонарушения и скандалом вокруг экс-посла США Мари Йованович) начал открытое противостояние с министром внутренних дел Арсеном Аваковым. В этом Сытнику активно помогают давние союзники из Центра противодействия коррупции во главе с Виталием Шабуниным, которые начали разгонять в СМИ историю о том, что Аваков в союзе с Коломойским получают в стране все больше влияния, используя для борьбы с политическими конкурентами, в первую очередь «соросятами», не самые честные методы, которые есть в арсенале силовых структур.
Параллельно в окружении президента усиливается считающаяся пророссийской группа советника Зеленского Андрея Ермака, который замкнул на себе внешнеполитические вопросы и в первую очередь переговоры с Россией (в нормандском формате и без него) по урегулированию ситуации на Донбассе. Ермаку многие противопоставляют главу Офиса президента Андрея Богдана, который в последнее время ушел несколько в тень, но в тоже время имеет серьезное влияние на суды, сохраняя, к тому же, свои давние отношения с Коломойским. С Богданом и Коломойским связывают и экс-регионала Андрея Портнова, который хоть и не занимает никакой формальной должности во власти (поговаривают, из-за своей токсичности), тем не менее продолжает влиять на события в стране, в том числе и благодаря связям с до недавних пор директором ГБР Романом Трубой. Последний хоть и был уволен Зеленским после закона о «перезагрузке» ГБР, свое увольнение оспаривает в судах и, учитывая юридическую коллизию, имеющую место в законодательстве о бюро, возможно, еще не сказал своего последнего слова.
Что скажет Помпео
Что бы весь этот хаотичный клубок конфликтов и интересов продолжал хоть как-то катиться в американском направлении, Помпео во время визита в Украину придется попытаться как-то увеличить вес проамериканского крыла из «соросят». Так что помимо стандартных заверений государству Украина в американской поддержке Помпео, скорее всего, отдельно даст сигнал о поддержке молодых реформаторов из Кабмина, давая их многочисленным противникам понять, кто здесь пользуется покровительством Вашингтона.
Еще один сигнал, с которым в Киев прибудет Помпео, будет носить антикоррупционный окрас, и он вполне может оказаться напрямую связан с фигурой Коломойского. Собственно, у американцев есть все основания поинтересоваться, насколько успешно в Украине продолжается борьба с коррупцией после смены власти. И тут похвастаться Зеленскому и его соратникам будет особо нечем. То, что новое правительство якобы взяток не берет, — это, конечно, хорошо, но необходимы хоть какие-то результаты по антикоррупционным расследованиям. И ни для кого не секрет, что у США есть все основания требовать от украинских антикоррупционных органов обратить особенное внимание на фигуру Коломойского, к которому у американского ФБР есть свои вопросы. Ну а устранение Коломойского из активной политической повестки дня может оказаться очень полезным — не только как антикоррупционный успех, но и в свете неизменности курса Украины на США.
Помпео, конечно, был прав, когда кричал журналистке, что, мол, американцам Украина до лампочки. Но не до лампочки положение нашей страны, которое приносит пользу США. И тут мы от «гибридных» месседжей для внутреннего и внешнего использования переходим к сугубо внешним. Причин предполагать, что Помпео будет склонять Банковую к ускоренной капитуляции, в нынешних обстоятельствах нет. Учитывая натянутые отношения Вашингтона с нормандскими «арбитрами» в Берлине и Париже, вряд ли стоит ожидать, что Госдеп станет «сливать» Украину. А вот склонение к дальнейшему миротворчеству вероятно, но с целью демонстрации того, что Германия и Франция решили подыграть путинской команде. Грубо говоря, особых причин переживать у нас не будет до того момента, когда Германия либо откажется от «Северного потока-2», либо сообразит компромисс, который устроит Белый дом. Не случайно в канун европейского турне Помпео в Москву отправились Маркус Зедер, премьер Баварии, и Вольфганг Ишингер, глава Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Схема разменов должна включать по меньшей мере Украину, Иран, Сирию, Ливию и импорт углеводородов в Европу. А комбинация такого рода — дело не быстрое, если вообще осуществимое.
В то же время у Вашингтона в этих торгах может оказаться еще один козырь — Беларусь. Александр Лукашенко предпринимает титанические усилия, чтобы избежать чрезмерной интеграции с РФ. И отнюдь не случайно, что из Киева Помпео отправится сразу в Минск. Так что здравый смысл подсказывает: отдавать Москве первый и помогать удержаться второму не вполне логично. Более того, принимая во внимание паралич нефтепровода «Дружба», можно сказать, что восточноевропейское направление становится для российских углеводородов все более труднопреодолимым, и в этих обстоятельствах Вашингтону выгоднее начать обсуждение вопросов, связанных с работой этой «мембраны» — на перспективу.
Здесь стоит упомянуть еще один момент: свертывание формата «Волкер-Сурков». Ввиду отставки первого, вероятной отставки второго и отсутствия видимого стремления сторон общаться на уровне спецпредставителей, США и Россия фактически остаются без особого канала коммуникации по Украине. Так что на фоне все большего сближения Парижа и Берлина с Москвой вполне можно допустить, что Помпео поддержит инициативу Зеленского по перекройке Минского формата. Тем более что при Дмитрии Козаке, если он действительно сменит Суркова в качестве куратора украинского вопроса, этот вариант представляется возможным. А стало быть, не лишне проработать и варианты такой трансформации.
В конце концов, история успешного «умиротворения» Путина на Донбассе путем уступок со стороны Украины, готовность к которым уже давно демонстрируют Зеленский и Ермак, может быть вполне в интересах Вашингтона, но только при одном условии — роль главного миротворца должна принадлежать Трампу, а ни в коем случае не Меркель с Макроном.
Алексей Сергиенко / Деловая столица