п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Лукашенко и Harley Davidson: Как в Москве готовятся к разводу с Беларусью Теперь Лукашенко для Москвы сомнительный персонаж. Лукашенко чуть ли не враг российской государственности стал, который того и гляди уйдет на Запад

Есть анекдот: «МИД примет на высокооплачиваемую работу человека, который наизусть знает аббревиатуры всех интеграционных объединений на постсоветском пространстве». В самом деле, после распада СССР на его территории было создано множество межгосударственных объединений разного масштаба и уровня вовлеченности стран-членов.

Призрак СССР

При этом прослеживалась четкая тенденция: одни союзы стран были результатом стремления Кремля упрочить свои позиции как центра будущего «нового СССР» (ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕАЭС, ТС, СГ), другие — наоборот, результатом желания новых независимых государств наладить горизонтальные связи друг с другом (СНГ, ГУАМ, ЗСТ).

При этом Россия, понятное дело, не отказалась от амбиций стать центром притяжения для постсоветских республик. В недавнем послании Владимир Путин сказал прямо: «После распада Советского Союза у нас остались прежние амбиции, при этом, конечно, сохранился колоссальный потенциал: человеческий, интеллектуальный, ресурсный, территориальный, культурно-исторический и так далее. Но возникли и угрозы, причем угрозы такого масштаба, о которых никто раньше даже и не задумывался».

По версии Кремля, Россия никого не тянет арканом совместно преодолевать эти угрозы — дескать, многие она преодолела сама. Но на постсоветском пространстве есть множество примеров, как заклинания о независимости приводят на деле к потере субъектности, раздраю и нищете. Беспорядочные многовекторные политические связи опасны для здоровья нации, считают российские государственники, многозначительно посматривая в сторону Киева и Минска.

Вот только наступивший год явно будет тяжелым для российских амбиций на постсоветском пространстве. В 2020-м ключевыми для РФ союзами стран будут руководить белорусы, а общение с Минском у Москвы в последнее время не ладится.

Еще 29 ноября, принимая в своем дворце высокопоставленных белорусских чиновников, Александр Лукашенко заявил: «Речь идет о том, что предстоящие годы для нас весьма почетны и в то же время ответственны. Мы фактически возглавим весь Советский Союз. При этом вы видите, какие интеграционные процессы идут. Поэтому фактически придется тащить воз за всех».

Действительно, в феврале 2020 г. председательство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) перейдет к Беларуси. Кроме того, нынешний (точнее, теперь уже бывший) глава Совбеза Беларуси Станислав Зась назначен генеральным секретарем ОДКБ с 1 января 2020-го. Также в этом году Беларусь — сопредседатель в СНГ и председатель в Высшем госсовете Союзного государства РФ и РБ.

Бывший глава правительства Беларуси, Академии Наук, а в последние годы — спикер верхней палаты парламента Михаил Мясникович согласован на должность руководителя председателя Коллегии ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия, руководящий орган ЕАЭС), сообщил Лукашенко.

Подытоживая то ноябрьское совещание, Лукашенко повторил: «Предстоящие три-четыре года на плечах у нас весь Советский Союз: и экономическая составляющая, и силовая оборона в ОДКБ, и в Союзном государстве Высший госсовет тоже президент Беларуси возглавляет».

Решить свои задачи

Можно вспомнить: ЕАЭС — любимый интеграционный проект Путина, в его глазах это теоретическая возможность возродить некое подобие СССР, разумеется, с РФ во главе. Исправить величайшую геополитическую ошибку, как это видит Путин.

ОДКБ — компенсация для значительно ослабевшей российской армии, в первую очередь на западном и южном направлении. Где, в представлении Генштаба ВС РФ, предстоит противостоять соответственно агрессивному НАТО и полчищам исламистов.

СНГ — это просто экс-СССР (минус Прибалтика), образование рыхлое и аморфное, скорее ностальгическая дань памяти СССР. Союзное государство (СГ) — наоборот, самая тесная интеграция, попытка (пока неудачная) России инкапсулировать в себя Беларусь.

«Главные союзы, в которых будут кипеть страсти в 2020-м, — это ОДКБ и ЕАЭС. СНГ давно никому не интересен, а в СГ все равно решают меж собой двое: Путин и Лукашенко, — сказала в комментарии для «ДС» белорусский политолог Светлана Гречулина. — В ОДКБ официальный Минск весь год будет демонстрировать свою фронду, рассуждать о сотрудничестве с НАТО и так далее. Словом, психологически давить на россиян. А ЕАЭС для Лукашенко уже давно стал площадкой для решения тех экономических вопросов, которые не удается решить внутри Союзного государства, то есть напрямую с РФ. Это таможни, пошлины, рынки, а теперь еще и энергоносители».

Действительно, 10 января Лукашенко обратился к главам государств — членов ЕАЭС с посланием, предложив им сосредоточить совместные усилия на полном устранении торговых барьеров и максимальном сокращении изъятий и ограничений. Так «бацька» рассчитывает снять барьеры, которыми от белорусской продукции (читай: ценового демпинга) закрывает свои рынки Россия.

Теперь в Минске еще очень ждут скорейшего формирования единого энергетического рынка ЕАЭС. Искренне рассчитывая в результате все-таки начать получать российские нефть и газ по внутренним российским ценам. Ну или хотя бы близким к ним.

Что же касается ОДКБ, то для белорусского президента это не более чем политический инструмент, при помощи которого он то заигрывает с Путиным («вместе будем защищать Москву от танков НАТО»), то давит на него. Например, однажды Лукашенко вообще назвал «бесперспективной» дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не отреагировала на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Кыргызстане). Тогда Лукашенко всерьез опасался, что его собственный народ может поступить с ним так же, как киргизы с Курманбеком Бакиевым.

Между тем «не все коту масленица». Переговоры между Москвой и Минском по углубленной интеграции продолжаются. Однако транзит власти, объявленный Путиным 16 января, изменив устройство российского руководства, повлияет и на ход переговоров, и на конструкцию Союзного государства. Напомним, что в настоящий момент она зеркальная: высшим органом является Высший госсовет, состоящий из двух президентов, управляющим — Совет министров, состоящий из глав правительств и членов кабинетов.

Никакой госсовет, куда собирается уйти Путин, этой конструкцией не предусмотрен. То есть принятое правящим классом России решение о транзите власти серьезно снижает для него ценность Союзного государства. А значит, и возможности Александра Лукашенко по получению экономических субсидий от РФ.

Политика Harley Davidson

Между тем на фоне реформы структуры власти в РФ семья Лукашенко теряет связи в России. Новый генпрокурор России — главное доверенное лицо руководителя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина — Игорь Краснов, заняв место своего предшественника Юрия Чайки, взялся за чистку рядов ведомства. И под горячую руку Краснова сразу попали члены «прокурорского» байкерского клуба Iron birds, основатели которого — сын президента Беларуси Александра Лукашенко — Виктор и сын бывшего генпрокурора РФ Юрия Чайки Артем.

Уходят в отставку заместители Чайки, в том числе замгенпрокурора в УрФО Юрий Гулягин, любитель мотоциклов, и Геннадий Лопатин, которого называют «опорой всего бизнеса семьи Чайки». Всего клан Чайки за последние годы расставил на разные посты в Генпрокуратуре и в регионах более 300 лично преданных им прокуроров.

По сведениям источников, практически все прокуроры, состоящие в клубе Iron birds и владеющие мотоциклами Harley Davidson, лишатся своих должностей. А те, кто поддерживал с семьей Чайки исключительно формальные отношения, имеют все шансы сохранить свой пост и даже пойти на повышение.

По всей видимости, в должности останутся лишь несколько человек. В их числе называют обладателя Harley Davidson, прокурора Москвы Дениса Попова и заместителя генпрокурора Алексея Захарова, который, по информации журналистов, приходится зятем министру обороны РФ Сергею Шойгу.

И последнее, чтобы лучше понимать ситуацию. В конце 1990-х Александр Проханов обнимал нежными и сильными руками Лукашенко, говоря, что это носитель державных ценностей, истинно советский человек, он опора того самого лучшего, что у нас было в стране. «Лукашенко, побеждай!» — писал Проханов про белорусские выборы.

Теперь россиянам предлагают про это забыть. Лукашенко для Москвы сейчас сомнительный персонаж, Лукашенко чуть ли не враг российской государственности стал, который того и гляди уйдет на Запад. Поэтому тот период, когда Беларусь будет верховодить в интеграционных объединениях экс-СССР, смело можно считать потерянным для РФ.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим