Во второй половине января новым черным лебедем стала эпидемия вируса, пришедшая из Китая. 27 числа китайские власти заявили, что коронавирус 2019-nCoV все быстрее приобретает способность передаваться от человека к человеку, из-за чего число заразившихся будет расти. Взволнованный мир следит за событиями онлайн на специальных сайтах, и на фоне тревожных новостей экономические индексы падают.
Сперва — еще в середине минувшей недели — азиатские финансовые рынки отозвались резким падением акций на новости о серьезности нового коронавируса, который наращивает свое распространение в Китае и приводит к закрытию экономически важных городов страны. Уже после того как китайские власти закрыли выезд из города Ухань с населением в 11 млн человек, ставшего эпицентром заболевания, фондовый индекс Shanghai Composite начал стремительно падать, в первый же день его снижение составило 2,75%.
Всеобщее волнение из-за нового заболевания отразилось и на азиатских фондовых рынках, вызвав там падение биржевых индексов. Напротив, курсы гособлигаций и японской иены повысились, поскольку инвесторы опасаются тяжелых экономических последствий, аналогичных тем, что произошли в 2003 г. из-за эпидемии, вызванной вирусом SARS. Японская валюта укрепилась на 0,5%, до 108,73 иены за доллар — это ее максимум за две с половиной недели.
На прошлой неделе все это еще выглядело хотя и довольно печально, но во многом преувеличенным прессой. Эксперты утешали себя тем, что события совпали с китайским Новым Годом, когда производственная активность и так низкая. Благодаря чему потери для экономики окажутся невелики, и только кто-то хорошо заработает на вакцинах и на аккумулируемой на складах продукции.
Однако утром понедельника, 27 января, стало понятно, что дело тут не только в «манипуляциях» и «нагнетании в СМИ». Данные на момент написания этой статьи (вечер 27 января): 2886 зараженных вирусом, 81 умерший, 59 выздоровевших. Курс юаня упал до самого низкого уровня за последние три недели — 6,97 за доллар.
На мировых фондовых рынках в понедельник продолжили падать котировки акций из-за опасений по поводу эпидемии 2019-nCoV. Индекс MSCI (он отслеживает акции в 47 странах) уменьшился на 0,42% — до самого низкого уровня с 13 января. Индекс MSCI по азиатско-тихоокеанским акциям за пределами Японии упал на 0,45%. Общеевропейский индекс STOXX 600 рухнул на 1,4%, до самого низкого уровня с 14 января. Акции горнодобывающих компаний SXPP обвалились на 3,1% из-за их подверженности влиянию Китая. Это крупнейшее снижение среди основных европейских подсекторов.
Собственно, падение могло оказаться куда более масштабным, но многие биржи в Азии закрыты в связи с празднованием Восточного Нового года. Власти КНР продлили на три дня официальные выходные, чтобы «сократить массовые скопления людей» и «предотвратить распространение эпидемии». Это значит, китайские рынки возобновят работу лишь 3 февраля, а не 30 января, как планировалось изначально. Рынки Гонконга и Южной Кореи также закрыты 27 января по случаю Нового года, австралийские рынки — по случаю празднования Дня Австралии. Также не работают рынки Тайваня и Сингапура.
Японский индекс Nikkei 225 на торгах 27 января снизился на 2%, что стало крупнейшим однодневным падением за пять месяцев. Китайский индекс ETAM ChinaAMC CSI 300 упал на 2,2%.
Эпидемия, вызванная коронавирусом, ее влияние на спрос и нарушение транспортного сообщения сразу стали ударом для рынка сельхозпродукции. Мартовские фьючерсы на соя-бобы подешевели на 0,8%, до $8,94 за бушель. Фьючерсы на пшеницу с поставкой в марте потеряли в цене 1,8%, снизившись до $5,63 за бушель. Мартовские фьючерсы на кукурузу подешевели на 1,1%, до $3,83 за бушель. Падение, видимо, связано с разочарованием: ведь трейдеры рассчитывали на увеличение закупок Китаем сельхозпродукции из США после подписания соглашения о первой фазе торговой сделки.
На фоне волны негативных новостей начали дорожать «убежища для свободных денег» — золото и биткойн. Последний за 24 часа подорожал с $8400 до $8700, золото также повысилось в цене на 1%, до $1585,80 за унцию, самого высокого уровня с 8 января.
Зато дешевеет сырье: так, продолжили падение цены на нефть: фьючерсы на WTI упали на 3,8%, Brent — более чем на 3%, ниже $60 за баррель — в последний раз такое было 1 ноября, а в начале января цены уже доходили до $70.
Цена меди приближается к самой низкой с 2014 г.: она опустилась на 1,5%, до $5834,5 за тонну. Фьючерсы на железную руду подешевели до $85 за тонну. Как пишет Bloomberg, они могут упасть до $80 за тонну, поскольку избыток предложения был еще до начала эпидемии в Китае.
Такое падение цен связно с тем, что Китай — крупнейший в мире потребитель сырья, включая металлы. Но при этом удар по промышленному Китаю влечет как падение спроса на разного рода технику, так и проблемы у местных фабрик. Результат: в Японии дешевеют акции производителей электроники и промышленного оборудования, имеющих свои фабрики или смежников в Китае. Стоимость бумаг Sony уже снизилась на 0,9%, Sharp — на 3,3%, Panasonic — на 1,3%, Fanuc — на 2,2%.
Уже понятно, что вирус 2019-nCoV в Китае вызвал у рынка больший страх, чем недавняя опасность войны между США и Ираном. Давление на мировую экономику идет по всем направлениям: например, вызванная инфекцией паника привела к резкому сокращению числа туристов в Азии, в первую очередь в Китае, и отмене большей части рейсов в местных аэропортах. В первый день праздников по случаю Нового года по Лунному календарю объем туризма в Китае упал на 28,8%, сообщило министерство транспорта страны.
Монголия из-за короновируса закрыла границу с Китаем, аналогичные меры принимают и другие страны — включая ограничение почтового сообщения, а ведь многие товары китайские производители продают по почте. По самым оптимистичным оценкам S&P, по всему Китаю расходы на покупки, включая транспорт и развлечения, упадут на 10%, общий рост ВВП снизится примерно на 1,2%.
«Самая большая проблема в том, что экономический шок, который могут испытать огромный промышленный сектор и сфера потребления в КНР, мгновенно начнет сказываться на других странах, учитывая сильные торговые и финансовые связи, образовавшиеся при глобализации», — отмечает аналитик AxiCorp Financial Services Стивен Иннес.
Рост экономики Поднебесной и так в последнее время замедлился из-за торговой войны с США. А теперь под ударом окажется основа китайского экономического роста — промышленность. Например, ныне закрытый город Ухань — крупный национальный транспортный узел и центром по производству автомобилей и автозапчастей (в том числе для General Motors, Honda и других компаний). Ухань для Китая сравним с Чикаго для США: основной город в центре гигантского промышленного кластера.
В нем развивается и высокотехнологичное производство: Институт Милкена назвал его девятым городом с лучшими показателями в Китае, город привлек инвестиции от 230 фирм из списка Fortune Global 500. Центральное и местное правительство вложило значительные средства в высокотехнологичные отрасли промышленности Уханя, особенно в оптоэлектронику и полупроводники.
Схожая ситуация и по другим крупным китайским городам: их закрывают, фабрики в них останавливаются со всеми вытекающими для экономики последствиями. Также распространение вируса наверняка ударит и по экономике полуавтономного Гонконга, который страдает от антипекинских протестов.
Удивительно, но Украина хотя и теряет из-за падения цен на сырье и продовольствие, но кое-что все же выиграла. Очень выгодное размещение еврооблигаций прошло ровно накануне нынешнего проседания цен на облигации большинства развивающихся стран. Успели. Повезло.
Денис Лавникевич / Деловая столица