Вчера в Харькове впервые за несколько последних лет подняли голову защитники русского языка. Их организовала «ОПЗЖ». В результате столкновений пикетчиков с проукраинскими силами, первым пришлось ретироваться
Сторонники «ОПЗЖ» требовали увеличить объем русскоязычного преподавания в школах, но все закончилось стычками с представителями патриотических организаций. Чтобы не допустить более серьезного конфликта, полиция под крики «Чемодан, вокзал, Россия» погрузили пикетчиков в спецавтомобили и с сиренами увезли с площади Свободы. После чего под стенами Харьковской ОГА продолжался митинг проукраинских общественных организаций, которые призвали не допустить реванша.
Это было первое публичное выступление пророссийских сил за последние годы. При прошлой власти эти силы залегли на дно. А самые активные их представители или сидели, или бежали на Россию. И вот, как видим, они начали поднимать головы. Пока их акции малочисленны, однако стоит напомнить, что именно сторонники «русского мира» 22 февраля 2015 года устроили теракт в Харькове во время Марша единства. Тогда в результате взрыва погибли 4 человека, среди них 1 милиционер и 1 несовершеннолетний, еще 9 получили ранения. Подозреваемых в совершении теракта задержали, ими оказались Виктор Тетюцкий, Владимир Дворников, Сергей Башлыков. Их судили, но приговор – пожизненное заключение – вынесли только в конце прошлого года, когда эти трое оказались в списках на обмен.
Наверное, ни для кого не является секретом, что в таких городах, как Харьков или Одесса, пророссийские настроения очень сильны, и в случае, если местные органы власти им будут делать поблажки, а спецслужбы будут ловить ворон, можем получить куда большее количество акций, чем та, которую вчера разогнали «Нацкорпус» и «Нацдружины». И, похоже, в «ОПЗЖ» планируют качать ситуацию в стране языковым вопросом, чтобы, с одной стороны, выставить себя защитниками русскоязычных, а с другой, столкнув лбами сторонников «русского мира» и националистов, громко заявлять о «преследовании инакомыслящих» в Украине и о притеснениях нацменьшинств.
Напомним, 16 января Верховная Рада приняла закон о полном общем среднем образовании. Им для национальных меньшинств предусмотрены три модели обучения. Первая модель касается коренных народов (крымских татар, крымчаков и караимов), которые смогут учиться на родном языке все 12 классов при условии основательного преподавания украинского языка. Вторая модель – для обучения на языках Евросоюза, то есть, для венгров, румын, болгар и прочих народов, которые живут в Украине. В начальных классах они будут использовать только родной язык, но с 5 класса не менее чем 20% предметов должны преподаваться на украинском с ежегодным повышением до 40% в 9 классе и 60% в старшей школе. Третья модель – для школ с другими языками обучения, то есть и для русского. Для них с 5 класса не менее чем 80% предметов должны перейти на украинский язык.
Михаил Папиев из «ОПЗЖ» зарегистрировал постановление, которым заблокировал подписание спикером принятого закона об образовании. Папиев считает, что этим документом дискриминируется русскоязычное население Украины. Ближайшее пленарное заседание Верховной Рады состоится 4 февраля и до того времени, пока парламент не рассмотрит постановление нардепа из «ОПЗЖ», Дмитрий Разумков подписать закон о полном общем среднем образовании не сможет. Поэтому акцию в Харькове можно рассматривать еще и как аудиовизуальную поддержку блокировки Папиевым указанного закона. И, не исключено, что нечто подобное попытаются сделать в других городах на востоке и юге.
Учитывая, что «ОПЗЖ» взяла на вооружение языковую тему, очень важным сейчас будет позиция власти. Партия Медведчука-Бойко эксплуатирует мифы про «насильственную украинизацию» и «нарушение прав нацменьшинств» (акцентировано именно на русскоязычных), но против этих мифов свидетельствуют данные последних соцопросов. Так, согласно результатам исследования, проведенного Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова, 68,5% граждан считают, что русский язык должен свободно использоваться в частной жизни, но украинский язык должен при этом оставаться единственным государственным. Другая интересная цифра: 52,7% респондентов безусловно согласны с тем, что СМИ должны быть наполнены продукцией на украинском языке не меньше чем на половину, не согласны с этим лишь 5% опрошенных. Таким образом, подавляющее большинство украинцев одобряет процесс украинизации, который, логично, невозможен без украинизации образовательной сферы.
То есть, в обществе отчетливо сформировался тренд на украинское, и власти, чтобы пресечь все эти раскачки языковым вопросом, нужно сделать две вещи. Первая – понятно для граждан объяснить нормы принятого закона, чтобы избежать различных спекуляций и манипуляций со стороны пророссийских сил. Вторая – дать понять нашим гражданам, что процесс украинизации – неотвратим. И никто не будет пересматривать ни закон о функционировании государственного языка, ни закон об образовании, ни другие решения, которые касаются языка, в частности, квот в различных медиа и другие. Как бы не вопили о «дискриминации русскоязычных» из Москвы, и как бы не пытались в унисон с ней вопить «ОПЗЖ» и им подобные в Украине.
Юрий Васильченко / Depo.ua