На фоне новых миротворческих инициатив президента на фронте продолжается серьезное обострение. Причем впервые за много месяцев в ход пошла даже артиллерия калибра 152-мм (при запрещенных Минском 100-мм).
Причем все происходящее на фронте ныне скрыто под серьезным «туманом войны» – наши официальные пресс-службы разных уровней не спешат давать конкретные детали. И причины вполне понятны – у нас «устойчивое перемирие», вот-вот наступит мир, о котором так любит рассуждать Зеленский, а тут война, кровь и реальные боевые действия.
Наиболее непонятная во всех отношениях ситуация сложилась недалеко от «участка разведения №2» – на Луганском направлении. Тут на участке Хутор Вольный – Орехово, начиная с 10 января, идут серьезные бои. Правда, серьезные только по меркам 2018-2019 гг., однако с обеих сторон достаточно активно применяется корпусная артиллерия в виде 152-мм буксируемых «Мста-Б» и «Гиацинт-Б».
Конкретной информации практически нет – только время от времени пытаются пробиться в эфир медийные волонтеры, да и тележурналисты весьма обтекаемо говорят о «повторении 2014-2015 гг.». Но факты – вещь упрямая. Именно тут за 10 дней погибло как минимум трое военнослужащих 72-й бригады Черных Запорожцев, еще больше десятка были ранены. Об уничтоженной противником техники информации почти нет, но в сеть попали фотографии как минимум двух поврежденных автомобилей.
Что конкретно происходит буквально в нескольких километрах от «демилитаризованной зоны», по информации из штаба ООС, понять категорически невозможно. Так, только в первый день начала противостояния зафиксированы более или менее серьезные по меркам пропаганды «мира» обстрелы со стороны противника в виде 14 снарядов калибра 122-мм, 14 мин. из минометов 120-мм, 16 мин. калибра 82-мм, а также гранатометов и стрелкового оружия. Однако если брать во внимание информацию из социальных сетей, то эти цифры занижены как минимум в пять (!) раз.
Но, видимо, и за эту информацию кто-то получил «догану», потому что уже в следующие дни на фоне продолжающегося усиления боевой активности в сводках Орехово практически полностью пропало. Так, 12-го числа там зафиксировали только обстрелы из 82-мм минометов. Правда, 15-го впервые за много месяцев проскочила информация об обстрелах вражеской артиллерии калибра 152-мм. Но и то «заметили» всего шесть снарядов, что вообще смешно – обстрелы были гораздо более масштабными.
При этом никаких сообщений с других источников просто нет. Пророссийские СМИ с оккупированных территорий, которые обычно очень тщательно отсвечивают подобные события на фронте как «воды в рот набрали». Видимо, они получили прямую команду из Кремля. С чем это связано на фоне открытой травли президента Зеленского на российском телевидении совершенно непонятно.
По всей видимости, близкой к реальности является версия, что боестолкновения спровоцировали все-таки действия оккупационных войск на местах, попытавшись улучшить свои позиции путем захвата нейтральной зоны. Тем более что буквально в конце прошлого года некоторые «ветераны» войны 2014 г. на Донбассе из России анонсировали «большой сюрприз» для ВСУ в виде появления на фронте отряда «волонтеров», которые якобы продолжат свою войну. Как всегда, информацию с той стороны надо делить на три и говорить: «якобы», однако в этом случае создается полное впечатление, что некий «Ольхон» вольно или невольно «выдал в эфир» достоверную информацию.
Тогда вполне можно предположить, что сейчас российские кураторы пытаются как-то выправить ситуацию, которая практически сразу вышла из-под контроля. Вывалить информацию в СМИ будет означать, что россияне не контролируют местных боевиков, означает резко ухудшить свои позиции в переговорном процессе.
Поэтому и такое весьма подозрительное молчание в СМИ на фоне серьезных потерь личного состава. Уже сейчас появилась «глухая» информация о погибших расчетах БПЛА в районе Орехово (как минимум двух погибших у местного бандформирования «Призрак»).
Нет и никакой информации о ситуации в зоне обострения и от ОБСЕ. После того как в очередной раз был обстрелян их мини-коптер от полетов в том направлении просто отказались. Хотя сейчас информация от миссии только относительно объективная – уж слишком много в ее составе россиян и их союзников.
На фоне обострения не совсем понятна позиция наших официальных властей. Министерство обороны «сквозь зубы» говорит о ведении ответного артиллерийского огня. Президент заговорил о неких «консультациях» с партнерами по нормандскому формату, не выдав даже традиционного видеообращения к нации по этому поводу. Начальник Генерального штаба находится (или по крайней мере находился как минимум 15 января, то есть на пятый день обострения) в Брюсселе на заседаниях Военного комитета НАТО.
То есть никто из людей, которые должны четко отреагировать на провокационные действия боевиков на линии фронта, ничего конкретного не предпринимает. А ведь реакция должна была бы быть как можно более действенная и жесткая – другой «русскомирные» товарищи просто не понимают, иначе принимая за слабость.
Как минимум так было в 2016-2018 гг., когда «третья сила» весьма настойчиво убеждала боевиков не делать резких движений и приводила достаточно серьезные аргументы. Но это было почти год назад, при других политических установках и других генералах в Генштабе…
Михаил Жирохов / Деловая столица