9 января абхазская оппозиция взяла штурмом администрацию президента. Через несколько часов на внеочередной сессии «Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия» «депутаты» обратились к «президенту РА» Раулю Хаджимба с требованием подать в отставку. Заявление принято «в связи со сложившейся напряженной общественно-политической обстановкой в республике и во избежание дальнейшей дестабилизации в обществе, что может привести к неконтролируемым процессам и непоправимым последствиям, в целях сохранения стабильности в государстве». За постановление высказались 19 «депутатов», 4 были против, один «депутат» воздержался. «Спикер парламента» Валерий Кварчия в голосовании не участвовал — после совещания по ситуации в республике он был госпитализирован с сердечным приступом.
Абхазская армия и Россия объявили о невмешательстве в конфликт – «министр обороны» Мираб Кишмария призвал власти и оппозицию к компромиссу, МИД РФ назвал события в Абхазии внутренним делом республики.
На момент написания статьи «президент» Абхазии (который, как пишут, «прячется на даче») заявил, что остается на своем посту, а в его администрации назвали беспорядки в Сухуме попыткой переворота. Но позиция силовиков и заявления РФ недвусмысленно говорят о том, что перспектива смены «власти» в республике является вполне реальной.
Абхазский майдан
Надо сказать, что менять «президентов» через «майдан» стало для Абхазии уже традицией.
Абхазия, которая была автономной республикой в составе Грузии во времена Советского Союза, а теперь относится к числу непризнанных, или частично признанных государств (Республику Абхазия признали только Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату, Сирия), фактически контролируется Российской Федерацией. Сложно, конечно, в принципе говорить о таком явлении, как «политическая жизнь на оккупированной территории», но так ли иначе, какая-то политическая активность налицо.
В 2014 году после массовых акций протеста, беспорядков и захвата зданий органов «власти» тогдашний «президент» непризнанной республики Александр Анкваб сначала спрятался на российской военной базе, а позже был вынужден уйти в отставку. Показательно, что главной претензией к нему стали его прогрузинские настроения, проявляющиеся в массовой раздаче абхазских паспортов грузинам, которые пытались вернуться и наладить жизнь в прилегающих к Грузии районах Абхазии.
Прошли новые выборы, на которых 24 августа 2014 года победу одержал Рауль Хаджимба — тогда лидер оппозиции и, как говорили, более управляемый Москвой политик. Перед голосованием из списка избирателей было исключено более 22 тысяч жителей республики — этнических грузин, которые якобы получили абхазские паспорта незаконно.
На выборах 25 августа 2019 года Хаджимба был избран на второй срок. Однако оппозиция категорически не согласилась признавать объявленные результаты голосования.
Хаджимба победил с результатом в 47,39% голосов, а его противник Алхас Квициниа набрал 46,17%. Проигравший на выборах 11 сентября обратился с иском против «Центральной избирательной комиссии» в «Верховный суд» Абхазии, ссылаясь на то, что, согласно закону, победитель второго тура должен набрать абсолютное большинство голосов, а Хаджимба набрал менее 50%. 9 января уже нынешнего года «Верховный суд» отказался признавать недействительными прошлогодние выборы, что и стало началом нынешних протестов в абхазской столице. Позже судьи нашли основания для пересмотра дела и приняли решение заново рассмотреть иск проигравшего президентские выборы Алхаса Квициниа, однако процесс внесудебного смещения «власти» был уже запущен.
Лидер протестов Ахра Авидзба на митинге перед началом штурма президентской администрации заявил: «Сегодня, зная, что вон там суд, мы туда пошли и тоже политикам сказали: «Харэ играть! Выходите, идите сюда. Если завтра на нас грузины в суд будут подавать со своими притязаниями, принц Ольденбургский приедет и так далее, начнется эта вся катавасия по судам, мы что, должны закрыть глаза на то, что наши братья, отцы воевали для того, чтобы мы потом по судам решали вопрос этой многострадальной земли? Сегодня в Конституции черным по белому прописано, и прописано так, что мы сегодня президента не имеем. Не имея президента, а имея какого-то самозванца, наподобие Лжедмитрия, мы имеем одно — хаос».
Без фраеров
Нынешние антипрезидентские протесты, формально вызванные сфальсифицированными выборами, имеют и другую причину. В оппозиции снова обвиняют «президента» в прогрузинских настроениях, однако не в связи с его какими-то политическими решениями, а из-за… криминальных разборок.
Надо сказать, что Сухуми во времена СССР был прямо-таки столицей «воров в законе» — в ностальгической песне сухумчан-беженцев поется о «городе без фраеров». Сегодня, судя по всему, криминальные круги остаются влиятельной силой и, более того, принимают активное участие в местной политической жизни.
Одним из главных поводов для недовольства нынешним «президентом» Абхазии стал тот факт, что охранник Хаджимба оказался причастным к убийству двух криминальных авторитетов, совершенных в ноябре 2019-го в сухумском ресторане.
Убитыми оказались двое «воров в законе»: 38-летний Астамур Шамба (Астик) и его ровесник Алхас Авидзба (Хасик). Астик и Хасик — как пишут «профильные СМИ» — были представителями абхазской знати и ближайшими соратниками лидера абхазского криминального мира, 53-летнего вора в законе «Пызы» — Рауля Барцба. Годом ранее, по информации медиа, «Пыза» отвоевал у грузинских «воров в законе» контроль над «общаком» в приграничных с Грузией районах Абхазии.
Двоюродный брат Хасика, лидер нынешних протестов Ахра Авидзба, воевал на Донбассе, был командиром бригады «Пятнашка», имеет звание «героя «ДНР». После убийства брата вернувшийся с Донбасса Ахра записал гневное видеообращение к Раулю Хаджимба, в котором напомнил, что своим президентским креслом тот во многом обязан убитым, а позже обвинил «президента» в связях с грузинским преступным миром.
Так что политическое противостояние в Абхазии снова свелось к тому, что оппозиция хочет сместить политика, которого заподозрили в сотрудничестве с грузинами. Прошлый раз поводом для свержения «президента» была раздача паспортов грузинам, теперь якобы имеющее место взаимодействие президентской команды и грузинских «воров в законе». Но, по сути, процесс все тот же — усиление российского влияния в регионе и полное вытеснение грузинского присутствия даже из самых «теневых» сфер. Теперь, когда в распоряжении РФ есть «герои «ДНР», это можно сделать гораздо эффективнее.
Наталья Ищенко / Деловая столица