п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Москва шантажирует Минск нефтью: Каких цен на бензин ждать украинцам Пока украинцы пили шампанское и поедали оливье, на горизонте замаячил призрак топливного кризиса

Как стало известно в первые дни нового года, белорусский концерн «Белнефтехим» перестал получать нефть из России. Поэтому два нефтеперерабатывающих завода – в Мозыре (ОАО «Мозырский НПЗ») и в Новополоцке (ОАО «Нафтан»), входящие в этот концерн, были вынуждены снизить переработку нефти до минимально допустимого уровня. При этом запасов нефти на белорусских НПЗ оставалось на 20 дней работы.

Проблемы на НПЗ у наших северных соседей могут аукнуться нам по той простой причине, что поставки топлива из Беларуси занимают более трети в общем потреблении топлива в Украине. И любое изменение в работе НПЗ или проблемы с поставками топлива из Беларуси тут же запускают серию ажиотажных новостей о возможном дефиците топлива в Украине и повышении цен на него.

Уже 3 января белорусские СМИ сообщили, что Беларусь приостановила экспорт топлива, чтобы не допустить его дефицита на внутреннем рынке.

Однако паники на украинском рынке не случилось. Во-первых, потому что были праздники, и создавать панику было просто некому.

Во-вторых, несмотря на очень значимую долю Беларуси, украинский рынок уже научился реагировать на подобные перебои с поставками топлива.

Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн на своей странице в Facebook напомнил, что украинский рынок топлива на сегодня диверсифицирован, и это, по крайней мере, дважды было доказано в ушедшем 2019 г. Первый раз – в апреле, когда Россия запустила в нефтепровод, по которому нефть получают в том числе и белорусские НПЗ, загрязненную нефть. Вследствие этого создалась угроза поставкам топлива из Беларуси в Украину, но украинский рынок просто переключился на поставки из России и на импорт топлива по морю. Второй случай был сентябре прошлого года, когда упали поставки топлива из России. Однако украинский рынок нарастил импорт из Беларуси и опять же – через морские порты, и дефицита топлива на украинском рынке не случилось.

Поэтому, пояснил Куюн, покрыть дефицит топлива на украинском рынке сейчас, зимой, когда потребление на минимуме, не составит труда. Эксперт спрогнозировал, что если поставки топлива из Беларуси в Украину остановятся более чем на неделю, то нельзя исключать роста оптовых цен, но на заправках остается весьма уверенный запас прочности по наценке, поэтому в рознице рост цен маловероятен.

Украинские власти также продемонстрировали спартанское спокойствие – замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Качка заявил, что в краткосрочной перспективе остановка поставок российской нефти на белорусские НПЗ не отразится на Украине, а на случай долгосрочного прекращения поставок министерство составляет план реагирования.

При этом Куюн не верит, что белорусские НПЗ будут остановлены – этот кризис не нужен ни белорусам, ни россиянам. Остановив поставки нефти, Россия рискует нарушить свои обязательства по соглашению нефтедобывающих стран (ОПЕК) о сокращении экспорта нефти на мировой рынок. Дело в том, что ранее Беларусь получала в год из России 18 млн т нефти в год, на 2020 г. была запланирована поставка 24 млн т. Если Россия не направит эту нефть в Беларусь, она «выбросит» ее на внешний рынок, и тем самым нарушит свои обязательства перед ОПЕК. Кроме того, поставка такого объема нефти на рынки Средиземноморья и Северо-Западной Европы может привести к снижению цен на нефть, от чего пострадает весь российский нефтяной экспорт. Неприемлем и второй вариант – сокращение добычи на величину объема поставок в Беларусь, что также ударит по доходам российских нефтяных компаний.

При этом Беларусь не останется без нефти, а значит, и Украина – без белорусского топлива. Дело в том, что угрозы от России в адрес Беларуси по поводу нефти звучат уже не впервые, и Беларусь прорабатывает варианты решения проблемы. В частности, страна может закупать нефть танкерами, переваливать ее в украинских портах в нефтепровод «Дружба», который ведет в Беларусь. По словам Куюна, мощностей украинских портов и трубопроводов достаточно, чтобы на 100% обеспечить загрузку Мозырского НПЗ. При этом сотрудничество Беларуси и Украины может быть комплексным – поскольку мы являемся крупнейшим покупателем белорусских нефтепродуктов, то украинские компании смогут сами закупать нефть и перерабатывать ее на белорусских НПЗ на давальческих условиях.

Поэтому, как ни крути, а зависимость Украины от поставок нефтепродуктов с белорусских НПЗ, которые в свою очередь, зависят от российской нефти, нельзя считать критичной. Россия при таких раскладах сама может оказаться пострадавшей стороной.

Ну а нефтяной кризис в Беларуси закончился, так толком и не начавшись. Уже на следующий день после появления информации о прекращении поставок нефтепродуктов из Беларуси на экспорт концерн «Белнефтехим» сообщил, что работа по заключению контрактов на поставку нефти из России идет, и объем нефти, поставка которой ожидается в ближайшее время, вместе с имеющимися запасами, позволят обеспечить безостановочную работу белорусских НПЗ. Это значит, что перебоев в поставках нефтепродуктов в Украину не ожидается.


Александр Суков / Деловая столица
Поділіться цим