То ли склонность хореографии и театральным эффектам у Эммануэля Макрона в крови (и тогда он куда более схож с украинским коллегой, чем принято считать), то ли к тому обязывает положение человека, поселившегося в Елисейском дворце (и тогда Саурон вполне блюдет традицию), но нынешняя встреча в нормандском формате обставлена с поистине театральной режиссурой.
Начнем, пожалуй, с прибытия президента Зеленского. Первое, что бросается в глаза, — это машина. Зеленского во дворец привез не какой-то там членовоз и даже не «Тесла», к которой, кажется, уже привыкла украинская публика, а захудалый «Рено». То ли президент решил соригинальничать, то ли соригинальничало его авто, но, так или иначе, на встречу он приехал на, похоже, одолженной машине. И довольно скромной (здесь злые языки могут добавить, что именно так — смиренно — и следует являться на капитуляцию, но автор не спешит строить из себя пифию).
Как бы то ни было, на фоне элегантного «Мерседеса» Ангелы Меркель и помпезного «Ауриса» Владимира Путина машина Зеленского выглядела если не нелепо, то экзотично.
Второй важный момент — как Макрон встречал гостей. Здесь тоже торжество театральности.
Прогулка с Зеленским по дорожке до крыльца и дальше — круто! Вот только остальных он приветствовал на крыльце, не снисходя, как равный — равных.
А панибратское — сбоку, переходящее в покровительственное — сверху, с наложением ладони — похлопыванием по плечу — это вообще за гранью. Расслабься, мол, будешь паинькой — тебя помнут не сильно, хотя сочувствую, конечно… Какой контраст с романтичными поцелуями с Путиным и едва ли не пламенными объятиями с Меркель.
А ведь еще в прошлом мае на Путина были вылиты тонны презрения, оно сочилось даже через рукопожатие. А ведь еще в ноябре с Меркель были публично побиты горшки (пардон, чашки), и Ангела, уж на что добрая душа, сетовала, что устала их клеить. Но для мизансцены тут и теперь — то дела прошлые. Макрон продемонстрировал замысел этой игры еще до её начала. Три к одному, и один этот — вовсе не явившийся, против обыкновения, почти вовремя российский правитель. Совсем не он, а тот, кто так стремился заглянуть ему в глаза. Он позабыл, что встречаться с Горгоной взглядами смертным опасно. Что ж, олимпийцы объяснят ему, что к чему.
Хотя нет. Надеюсь, что нет.
Алексей Кафтан / Деловая столица