субота, 23 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Народовластие от Зеленского: Когда украинцы «отменят» государство на референдуме «Власть – народу, земля – крестьянам, заводы – рабочим». Эти большевистские лозунги более чем столетней давности в новейшей украинской истории регулярно находят своих последователей. И среди чиновников, и среди оппозиционеров

На этой неделе на согласительном совете вице-спикер Руслан Стефанчук напомнил, что рабочая группа нарабатывает пакет законопроектов о народовластии. По его словам, «оно включает туда, кроме всеукраинского референдума, вопросы местного референдума; вопросы народных законодательных инициатив; вопросы, которые касаются народного законодательного вето; вопросы, касающиеся формирования народом повестки дня для власти на разных уровнях и целый ряд других инициатив. Поэтому нельзя упрощенно подходить к законопроекту о народовластии – это комплекс законов, который будет включать в себя около восьми законопроектов», – заявил вице-спикер от «Слуги народа». Это произошло на фоне требований Юлии Тимошенко провести референдум о рынке земли. Юлия Владимировна обвинила монобольшинство в невыполнении обещаний: «Много людей голосовали за президента Украины Зеленского, потому что он сказал, что первый закон, который будет внесен в Верховную Раду, – это будет закон о народовластии».

Проще говоря, чем дольше «слуги» будут тянуть с упомянутыми законопроектами, тем больше будут терять от критики оппозиции. С другой стороны – подобного рода документы действительно должны быть очень тщательно разработаны, чтобы, во-первых, парламент их принял, а во-вторых, чтобы в итоге народовластие не вылезло боком самому народу.

Недавно Стефанчук объяснял, что власть понимает под народовластием. Два его ключевых элемента – это всеукраинский и местный референдумы. Далее следуют народная законодательная инициатива и электронные петиции. Четвертым проявлением народовластия Стефанчук назвал «воззвание» должностных лиц. Сюда он включил уже принятый закон об импичменте. Напомним, этот документ был раскритикован многими экспертами из-за невозможности его реализации. Кроме того, говорил вице-спикер, разрабатывается законопроект о народном вето, который будет регулировать решения чиновников. Последним проявлением народовластия, по Стефанчуку, есть «формулировка повестки дня», когда народ на местном или общенациональном уровне определяет, что «приоритетным является первое, второе и третье, а не то, что вы себе думаете». Интересная формулировка, учитывая то, что в соцопросах, результаты которых обнародуют ежемесячно, народ уже расставил приоритеты: мир и снижение тарифов. Ни один из них власть пока не выполнила и без референдума.

Depo.ua уже писал об опасности народовластия для Украины, особенно для ее целостности. Ключевая из них – мы можем столкнуться с парадом референдумов на различные темы, выгодные тем или иным политическим и бизнес-группам. Которые имеют в своих руках главное орудие для успешного референдума – медиа, формирующие общественное мнение. И если уже играть в плебисциты, то, возможно, есть резон ограничиться местными. Да и то – четко установить круг вопросов, которые могут на них выноситься. В этом контексте напомним важный момент: на России законность так называемого референдума о статусе Крыма, который состоялся 16 марта 2014 года, оправдывали… украинской Конституцией. В ней в статье 138, пункт 2 к ведению АРК относится организация и проведение местных референдумов. В то же время не конкретизирован предмет такого референдума. Понятно, что это фальшивое объяснение, ведь на момент проведения этого действа в Крыму в Украине действовал закон 2012 года «О Всеукраинском референдуме», после принятия которого утратил силу другой закон – о всеукраинском и местном референдумах. То есть не существовало законных оснований для местного референдума. Однако само по себе разрешение на референдум может использоваться местными князьками в сепаратистских целях. Фейковые референдумы на Закарпатье (состоялся 1 декабря 1991 года одновременно с референдумом о независимости Украины), в Крыму, Донецкой и Луганской областях 11 мая 2014 года подтверждают этот тезис.

Также крайне сомнительным, с точки зрения не только Конституции, но и здравого смысла, выдаются намерения узаконить народное вето и формирование народом повестки дня для власти. Последний пункт вообще выглядит как подмена другой демократической нормы – выборов. Партии и отдельные кандидаты, баллотируясь в выборные органы власти, представляют свои программы, избиратель выбирает среди них те, которые им импонируют. Получив мандат доверия, партии и депутаты уже воплощают эти программы в жизнь. Это общепринятая демократическая процедура. Народная повестка дня для власти – это ничто иное, как попытка корректировать программы, поддержанные избирателями, уже после избрания. Проще говоря, обман избирателя, который будут прикрывать популизмом о пожеланиях народа. К примеру, на сайте президента или Рады победит петиция о «долларе по 8». Как в таком случае правительство будет выполнять эту прихоть?

Что же касается народного законодательного вето, то такое существует, однако не во многих странах. В Европе подобный механизм народовластия применяется в Италии, Швейцарии, есть он и в законодательстве многих американских штатов (но не всех). Чаще всего народное вето накладывают в Италии. Там его процедура предусматривает референдум против закона, принятого парламентом. Референдум назначает президент по инициативе 500 тыс. избирателей или по решению пяти из 20 областных советов. Если против закона проголосуют более половины избирателей, участвующих в референдуме, а в голосовании примут участие свыше 50% зарегистрированных избирателей, закон считается отмененным. Для референдума есть ряд ограничений, в частности он не допускается в отношении законов о налогах и бюджете, амнистии и помиловании, о ратификации международных договоров. При этом стоит отметить, что такой способ народовластия ослабляет законодательные полномочия итальянского парламента и заодно постоянно подпитывает популистские политические силы.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим