Рейтинг президента Украины Владимира Зеленского за осень просел на 20%. При этом доля тех, кто негативно относится к президенту, возросла с 7% до 19%. Это данные исследования КМИС.
Скандалы в «Слуге народа», непопулярные решения относительно открытия рынка земли, тарифы и другие вещи добивают рейтинги власти.
Офис президента в целом проводит мониторинг еженедельно и заказывает закрытую социологию. Кроме самого рейтинга Зеленского проседает доверие к его партии и Верховной Раде. Это было одной из причин возвращения президента к старой технологии виртуального общения с электоратом через блоги.
В таких условиях «нормандская встреча» с Меркель, Макроном и Путиным, ради которой Зеленский продавил разведение войск в Золотом и Петровском, становится для него очень важной. У президента возлагают на нее большие надежды. А россияне получают фантастический козырь.
1. Россия хочет частичного снятия санкций. Если «нормандская встреча» будет успешной, то уже 12 декабря на саммите ЕС может быть принято решение не продлевать экономические и секторальные санкции против Москвы. Бесспорно, Европа может частично сохранить свои санкции, поскольку они вводились не за Донбасс, а за аннексию Крыма. И продолжение миротворческого процесса на Донбассе, если в Париже что-то там согласуют, – это лишь один элемент, который может быть использован для ослабления санкционного давления.
2. Европа уже давно хочет нормализации отношений с Москвой. Бизнес устал от санкций. Заинтересованность Германии и защита «Северного потока-2» против интересов США являются прямым доказательством этого. Европейцы хотят наконец закрыть вопрос Донбасса. А глядя на украинцев, которые согласны на мир, никаких препятствий в виде нашего желания воевать с россиянами там не видят. Какой ценой будет этот мир, их не волнует.
3. В условиях падения рейтингов, а также перспективы принятия непопулярных решений относительно земли, особого статуса Донбасса, а также угрозы еще большего недовольства из-за платежек Зеленскому нужна победа 9 декабря. Он должен привезти какой-то прогресс по Донбассу. Уже анонсирован источниками обмен пленными по схеме 250 на 100 (наших) с «Л-ДНР». Он может состояться до Нового года и также зависит от результатов переговоров в Париже, но вполне способен стать победой президента. Для этого нужно договариваться о дальнейшем разведении сил, обсуждать с россиянами новый законопроект об особом статусе Донбасса, вмонтирование в него «формулы Штайнмайера» для дальнейших местных выборов, которые у Зеленского очень хотят провести уже в 2020 году. И Кремлю нужно что-то предложить, и вот здесь мы подходим к слабым сторонам Зеленского.
4. Россиянам нужен газ, поэтому говорить о транзите они будут с Зеленским. Если точнее – их интересует, чтобы Украина отказалась от всех исков к «Газпрому» (в совокупности – от $22 млрд), а также подписала транзитный договор на год в объемах прокачки, которые будут привязаны к европейским потребностям. Поскольку строительство «Северного потока-2» провисает, а США вполне могут ввести санкции против компаний, которые его строят, запустить газопровод можно будет разве что в середине 2020 года. И заработает он не на полную мощность. Поэтому годовой контракт на транзит россиян вполне устроит. В обмен на это Путин вполне может что-то подарить Зеленскому. И это «что-то» в условиях падения рейтингов Зеленского может быть меньшим, чем то, что требовали бы раньше. Условные пленные. Впрочем, россиян также интересует и возможность прямых закупок газа Украиной. Нам предлагают 25% скидку. Позиция «Нафтогаза» и правительства пока однозначная – от исков не откажемся, а также закупать напрямую не будем. Разве что россияне захотят газом уплатить проигранные нам в Стокгольме $3 млрд. Именно поэтому Путин и выводит газовый вопрос на уровень Зеленского. Потому президент может поспособствовать принятию удобного решения. Например, разрешить крупным предприятиям покупать у «Газпрома» газ напрямую.
5. Также россиянам нужно, чтобы Зеленский сел за стол переговоров с главарями «Л-ДНР». Москва постоянно настаивала на этом. И продолжает это делать – вопрос мира на Донбассе без них не решить. Таким образом «Л-ДНР» будут легитимизированы. И без уступок в этом вопросе Кремль может не пойти на собственные. Таким образом, из Парижа Зеленский может ничего не привезти и пойти по пути непопулярных решений, которые далее будут обрушать его рейтинг. Это и земля, и дальнейший рост напряжения в партии и экономике страны. В таких условиях остаться «хорошим царем» и распустить «плохих бояр» уже летом, объявив о досрочных выборах в ВР на фоне высоких собственных рейтингов, может и не выйти. Потому что рейтингов не будет. А в спину Зеленскому уже дышит пророссийская ОПЗЖ, которая развивает региональную структуру.
В таких условиях россияне вполне могут продавить выборы на территории ОРДЛО на собственных условиях: без взятия Украиной под контроль границы до выборов и без вывода незаконных вооруженных формирований. Последнее вполне могут завернуть в какую-то обертку с приставкой «началом вывода» или «частичным выводом». Чтобы Зеленский мог сказать, что выборов под дулами пулеметов нет. А границу, в теории, можно контролировать вместе либо также как-то из ситуации информационно выкрутиться удастся. Проще говоря – россиянам нужны выборы, на которые они смогут повлиять. И никак иначе.
А прямые переговоры с «Л-ДНР», по разным социологическим данным, в Украине уже одобряют 49-51% украинцев. И это еще не включалась машина пропаганды власти.
Поэтому к «нормандской встрече» Зеленский подходит в неприятной позе. С одной стороны, МВФ и американцы требуют от него рынок земли, да еще и с возможностью продавать ее иностранцам, чего не одобряют украинцы и чем воспользуются Тимошенко и ОПЗЖ. С другой – есть россияне, которые диктуют условия в вопросах мира на Донбассе, чего от Зеленского требует значительная часть избирателей востока и юга. Есть еще Коломойский, который всячески раскалывает «Слугу народа» и хочет выбросить из Украины МВФ и подсадить нас на российскую иглу в собственных интересах. Сейчас Зеленский в растяжке. И за шаг от пропасти.
Андрей Коваленко / Depo.ua